Страница обновлена 06.02.2019

Центр дополнительного образования детей "Эдельвейс"

Страница обновлена 06.02.2019
Центр дополнительного образования детей "Эдельвейс"

Муниципальное бюджетное учреждение 
дополнительного образования 
Центр детского творчества «Эдельвейс»


Проект 
по военно-патриотическому воспитанию  

«Подвиг»


Составитель: Смирнова М.Ю., 
педагог дополнительного образования

.


г. Пошехонье,  2018 г


Актуальность проекта

Военно-патриотическое воспитание – это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательных учреждений, общественных объединений и организаций по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества.
    В настоящее время очень мало внимания уделяется воспитанию учащихся именно как патриотов своего отечества, основной упор в процессе обучения и воспитания делается на профессиональную реализацию и адаптацию к жизни в современном обществе. Проблема патриотизма особенно остро встала в последнее время, в связи с напряженной политической, экономической, социальной атмосферой. Проблемы нравственно-патриотического воспитания отошли на второй план, что недопустимо в процессе развития и воспитания человека и гражданина своего отечества.
Общественное мнение традиционно отводит главенствующую роль в формировании патриотических позиций и установок электронным и печатным источникам информации. Роль СМИ в процессе патриотического воспитания нельзя оценивать однозначно. СМИ, безусловно, способны оказать поддержку различным слоям населения в проведении тех или иных акций, апеллируя к таким эмоционально-чувственным элементам общественного сознания, как любовь к Родине, национально- патриотические настроения.
По мере взросления у детей, как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма», требующий реализации, но, как ни грустно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут отыскать свое применение в примыкании антиобщественным организациям, сгусток которых год от года растет.
Формирование патриотических чувств неотделимо от гражданского самоопределения обучающихся, от развития правового самосознания и гуманистической направленности взглядов. Перечисленные качества закладываются в раннем детстве и закрепляются в школьные годы. Современному обществу нужны патриоты, интеллектуально и духовно развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов, способные в любую минуту на самопожертвование во имя спасения жизни других людей (своих отцов, матерей, братьев, сестёр, жён, детей), свято почитающих атрибут государственной власти.
Следовательно, положение в обществе отчетливо доказывает востребованность патриотического воспитания подрастающего поколения, налаживания четкой системы в его осуществлении. Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально – психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и человеку различных профессий. 

Основание для разработки проекта:
Конвенция ООН о правах ребёнка.
Конституция РФ.
Закон РФ "Об образовании".
Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан  Российской Федерации на 2011-2015 годы» (постановление Правительства РФ 
от 05.10. 2010  № 795).
 
Цель  проекта: формирование   личности  патриота с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.

Задачи: 
⦁    обеспечить условия для самовыражения обучающихся, их творческой активности
⦁    совершенствовать ценностно-ориентированные качества личности
⦁    формировать  эффективную систему  патриотического воспитания, обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого обучающегося верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству
⦁    утверждать в сознании и чувствах детей патриотические  ценности, взгляды и убеждения,
⦁    воспитывать уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края
⦁    развивать  потребность в познании культурно-исторических ценностей
⦁    провести систему мероприятий военно-патриотической направленности и оценить их эффективность.

Сроки и этапы реализации проекта
Реализация проекта выполняется с 2018-2020гг.: 


Подготовительный 
1. 

Цель: подготовка условий создания системы военно-патриотического воспитания.
Задачи: 
изучить нормативную базу.
проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта.

подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта. 
 Содержание деятельности:
• разработка плана по организации и проведения цикла мероприятий;
• привлечение обучающихся для участия в мероприятиях;
• формирование творческих групп по направлениям деятельности (журналистское, организационно — досуговое, агитационное, информационно-просветительское);
Результат реализации этапа:
• вовлечение детей и подростков в патриотическое движение, направленное на возрождение и укрепление патриотизма, развитие интереса к военно – историческому прошлому.
Применяемые технологии:
• информационная кампания;
• занятия с элементами тренинга для формирования творческих групп;
• работа в фокус – группах.

Практический 
2.

Цель: реализация проекта по военно-патриотическому воспитанию. 
Задачи: 
⦁    отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. 
⦁    открыть детские объединения военно-патриотической направленности.
⦁    создать информационный стенд о работе по военно – патриотическому направлению.
⦁    разработать методические рекомендации по военно-патриотическому воспитанию, расширять и укреплять связи и отношения со школами и  с другими общественными организациями. 
⦁    вовлекать в систему военно-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
⦁    проводить мониторинг реализации проекта. 
⦁    принимать участие в конкурсах и различных мероприятиях по военно-патриотическому воспитанию. 
Содержание деятельности:
• развитие патриотического движения по направлениям:
— журналистское (организация работы группы «Поиск»; создание видеоматериалов по патриотическому воспитанию, составление исторической летописи о героях – земляках, организация встреч с ветеранами ВОВ, Афганистана, Чечни);
— организационно-досуговое (организация и проведение цикла мероприятий  в Центре «Эдельвейс» в соответствии с планом, участие в районных мероприятиях и акциях);
— агитационно-театральное (подготовка и выступление агитбригад, пропагандирующих патриотизм, концертных программ, участие в фестивалях, конкурсах, выходы на дом к ветеранам ВОВ в рамках акции «Ветеран живет рядом»);
— информационно-просветительское (выпуск газеты и др.)
 Применяемые технологии:
• Коллективные творческие дела (конкурсная и концертная деятельность, благоустройство исторических памятников, акции, шефство над ветеранами ВОВ и т.п.)
• агитбригада;
• диспут;
• телекоммуникационные технологии.
Результат реализации этапа:
• вовлечение детей и подростков в мероприятия патриотической направленности, формирование активной жизненной позиции, развитие гражданственности и самосознания;
• увлечение обучающихся идеями патриотизма, духовного и физического самосовершенствования;
• развитие совместной деятельности детей и взрослых, позволяющей достичь позитивных и личностно значимых для подростков результатов.

Аналитический 
3. 


Цель: анализ итогов реализации проекта. 
Задачи:     
⦁    обобщить результаты работы  учреждения   по данному проекту.
⦁    провести коррекцию затруднений в реализации проекта. 
⦁    Содержание деятельности:
• рефлексия выбранной жизненной позиции участников проекта;
• организация диагностических мероприятий с участниками проекта;
• мониторинг эффективности реализации проекта.
Применяемые технологии:
• опрос, анкетирование, тестирование;
• собеседование;
• интерактивная рефлексия;
• анализ.
Результат реализации этапа:
Обобщение и распространение опыта работы патриотического движения: проведение акции «Я – патриот своей страны».

Ожидаемые результаты проекта

Реализация проекта будет способствовать:
⦁    повышению  ценностного отношения обучающихся ЦДТ «Эдельвейс» к проблемам патриотического развития; 
⦁    выстраиванию системы работы Центра по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения; 
⦁    использованию эффективных форм военно-патриотического воспитания обучающихся.

Конкретные ожидаемые результаты реализации проекта:

⦁    Работа детского объединения военно – патриотической направленности.
⦁    Создание информационного стенда о работе военно – патриотического направления  и результатах работы.
⦁    Развитие у обучающихся  чувства любви к Родине, родному краю.
⦁     Формирование у детей готовности к защите Родины.
⦁     Воспитание уважения подрастающего поколения к подвигу ветеранов войны.
⦁    Активизация творческого потенциала обучающихся.
⦁    Развитие интереса к изучению истории своего родного края и Отечества.
⦁    Сохранение и укрепление физического и духовного здоровья обучающихся, повышение эффективности деятельности по охране их здоровья.
⦁    Привлечение общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию детей.


Механизм реализации проекта.
Разработка календарного планирования работы системы военно-патриотического воспитания обучающихся МБУ ДО ЦДТ «Эдельвейс». Выбор партнеров.

Основные принципы организации патриотического воспитания:
Принцип целостно-смыслового равенства.
У педагога и обучающихся общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой, же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения. Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.     Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.

Основные направления проекта.
Система функционирования данной модели, созданной на базе Центра «Эдельвейс», реализуется через следующие направления: 
⦁    детские объединения военно-патриотической направленности  и образовательная среда
⦁    детские объединения военно-патриотической направленности  и воспитательная среда
⦁    детские объединения военно-патриотической направленности  и социум.

Участники проекта: обучающиеся МБУ ДО ЦДТ «Эдельвейс», педагоги, администрация МБУ ДО ЦДТ «Эдельвейс».

Уровни реализации проекта:
Внутри Центра «Эдельвейс».

Формы работы, используемые при реализации проекта:
⦁    воспитательные мероприятия: смотры-конкурсы; выставки. 
⦁    мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры и 
⦁    круглые столы; уроки мужества, беседы, диспуты, викторины. 
⦁    коллективные творческие дела.
⦁    возложение венков к памятнику погибшим героям в годы ВОВ, воинам интернационалистам.
⦁    военно-спортивные состязания.
⦁    встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими.
⦁    взаимосвязь с другими образовательными учреждениями и организациями.
⦁    экскурсии.
⦁    презентации.

Информационные ресурсы.

 Информационная база Центра, специальная литература, сайт образовательного учреждения, позволит всегда найти необходимую информацию, транслировать ход реализации проекта.

Технические ресурсы.
Техническое обеспечение МБУ ДО ЦДТ «Эдельвейс»:
⦁    Кабинеты, где есть возможность сохранять необходимые исторические материалы, проводить заседания, занятия,  работать над проектом.
⦁    Мультимедийное оборудование.
⦁    Фотоаппарат
⦁    Канцелярские товары


Методическое обеспечение проекта.

Педагогическое и методическое обеспечение проекта предполагает:
⦁    Использование  комплекса методик по организации и проведению  патриотического   воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы.
⦁    Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта. 
⦁    Активное использование метода коллективно-творческого дела,
метода социально-значимой деятельности, метода поддержки и успеха, сотворчества и сотрудничества, партнерства, развивающего обучения, метода творческой и учебно-исследовательской, поисковой деятельности, различные методики изучения личности, гражданской мотивации, изучение среды и ее влияние на воспитание (анкетирование). 

Мероприятия по реализации военно-патриотического проекта «Подвиг».


Название
Мероприятия    Сроки    Форма проведения    Ответственные
Открытие  и работа д.о. военно – патриотической направленности.
Принятие в члены детского объединения    В течение периода    -Разработка программы
-набор детей
-разработка эмблемы и  девиза.

     Администрация.
Руководитель детского объединения
Тематические встречи с ветеранами ВОВ, локальных конфликтов, тружениками тыла, воинами запаса.
    ежегодно    -Встречи
- беседы
- выставки и т.д.
     Администрация, педагоги дополнительного образования
Акции: «Письмо ветерану», «Ветеран живет рядом», «Успей сказать: СПАСИБО!»
Акция «Цветок памяти» (дети выращивают цветы и сажают их к памятнику)
    ежегодно    -Мероприятия акции    Администрация, педагоги дополнительного образования, дети
Экскурсии в краеведческий музей и музеи  города  
Экскурсии в Пожарную часть и Спасательную станцию    ежегодно    -Экскурсии
-Знакомство с профессией «Спасатель»    Администрация, педагоги дополнительного образования
 Проекты:  «Мы шагаем по району»

«Чем дорог Пошехонский край»    Ежегодно

Ежегодно
    -Экскурсии
-Конкурс рисунков
-Тематические занятия
-Беседы    Администрация, педагоги дополнительного образования 
Цикл занятий по теме военно-патриотического воспитания.    ежегодно    30 минутные занятия
игры, беседы, встречи.    Педагоги дополнительного образования

Информационно – просветительская работа    В течение года    -выпуск стенгазет
-публикации на сайте, в СМИ    Администрация, педагоги дополнительного образования
День народного единства    Ноябрь     игры, беседы, викторины    Педагоги дополнительного образования
День неизвестного солдата

День героев Отечества
    Декабрь     -Экскурсия к памятнику 
«Имя твое неизвестно - подвиг твой бессмертен!»
-Участие в митинге.    Администрация, педагоги дополнительного образования
День снятия блокады 
г. Ленинграда    26 января    -просмотр видеофильма    Администрация, педагоги дополнительного образования
День воинской славы России
День разгрома советскими войсками немецко-фашистких войск в Сталинградской битве

День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества 

День защитника Отечества       Февраль 


     -презентации
-экскурсии
 -фестиваль военно-патриотической песни.
-мероприятия:
«А ну ка, мальчики».
«Аты–баты, шли солдаты»    Администрация, педагоги дополнительного образования, дети
Международный день освобождения узников фашистских лагерей     Март     -просмотр презентаций
- беседы    Педагоги дополнительного образования
День космонавтики 
«Россия в освоении космоса».
«Человек поднялся в небо».
«Через тернии к звёздам».    Апрель    -праздник 
-выставка рисунков    Администрация, педагоги дополнительного образования


«День Пионерии»    Май     Общее мероприятие    Администрация, педагоги дополнительного образования 
День Победы
  
 «Память, которой не будет конца».    Май 


Ежегодно

    -Концертная программа.
-Изготовление открыток в подарок ветеранам
-Выращивание цветов и насаждение их около памятников погибшим воинам
-Выпуск газеты «Мы помним!»
-Смотр – конкурс «Строя и песни»
-Участие в митинге    Администрация, педагоги дополнительного образования
Работа летнего лагеря

День России

День памяти и скорби    Июнь     -Реализация программы «Юный патриот»
 -Слет лагерей
-Участие в митинге; возложение цветов к памятнику Неизвестному солдату
    Директор лагеря, воспитатели, дети

Научная новизна проекта
Научная новизна проекта состоит в том, что:
- будут разработаны и апробированы критерии оценки результатов и эффективности военно-патриотического воспитания в системе работы  Центра, позволяющие целенаправленно модернизировать содержание, формы и методы военно-патриотического воспитания в зависимости от его целей.

Теоретическая значимость проекта.
Теоретическая значимость результатов проекта заключается в том, что:
⦁    обоснованные в нем основные тенденции развития военно-патриотического воспитания обучающихся в Центре «Эдельвейс» могут стать важным ориентиром для создания проектов другими ОУ в данной сфере; 
⦁    разработанная и апробированная на практике модель военно-патриотического воспитания обучающихся расширяет теоретические представления о возможностях сетевых образовательных и воспитательных учреждений; 
⦁    сформулированные в проекте основные принципы отбора содержания, форм и методов военно-патриотической работы, научная характеристика условий эффективной реализации данного направления воспитания могут выполнять функцию необходимого теоретического основания для прикладных и методических разработок;
⦁    нормативно-правовая база, разработанная в процессе формирования системы военно-патриотического воспитания – может быть использована при разработке подобных моделей в других образовательных учреждениях.

Практическая значимость проекта.
⦁    опыт создания детских объединений военно – патриотической направленности, а в частности механизм их создания, результаты деятельности могут стать ориентиром в создании подобных объединений в других общеобразовательных учреждениях.
⦁    авторский подход к формированию информационной составляющей военно-патриотического воспитания сможет продемонстрировать новые возможности при формировании патриотического характера мировоззрения у обучающихся.
⦁    предложенные критерии оценки эффективности и результатов военно-патриотического воспитания, могут быть использованы образовательными учреждениями с целью повышения качества образования и при формировании требований к кадрам, реализующим задачи военно-патриотического воспитания. 

Критерии оценки результатов реализации проекта.
Результативность работы детских объединений военно – патриотической направленности в  конкурсах и акциях различного уровня.
Наличие фото - и видеоматериалов о деятельности детского объединения.
Трансляция опыта работы Центра по военно-патриотическому воспитанию.
Количество мероприятий военно-патриотической направленности.

Финансирование проекта.
 Местный бюджет.

Экономичность проекта.
Экономичность проекта заключается в том, что данная модель функционирует на базе Центра, используя ее материально – техническую базу. 

Сайт больше не поддерживается и не обновляется. Вся информация, представленная на данном ресурсе, актуальна лишь в историческом контексте и может быть использована только для ознакомления. ×