Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Центр детского творчества «Эдельвейс»
Проект
по военно-патриотическому воспитанию
«Подвиг»
Составитель: Смирнова М.Ю.,
педагог дополнительного образования
.
г. Пошехонье, 2018 г
Актуальность проекта
Военно-патриотическое воспитание – это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательных учреждений, общественных объединений и организаций по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества.
В настоящее время очень мало внимания уделяется воспитанию учащихся именно как патриотов своего отечества, основной упор в процессе обучения и воспитания делается на профессиональную реализацию и адаптацию к жизни в современном обществе. Проблема патриотизма особенно остро встала в последнее время, в связи с напряженной политической, экономической, социальной атмосферой. Проблемы нравственно-патриотического воспитания отошли на второй план, что недопустимо в процессе развития и воспитания человека и гражданина своего отечества.
Общественное мнение традиционно отводит главенствующую роль в формировании патриотических позиций и установок электронным и печатным источникам информации. Роль СМИ в процессе патриотического воспитания нельзя оценивать однозначно. СМИ, безусловно, способны оказать поддержку различным слоям населения в проведении тех или иных акций, апеллируя к таким эмоционально-чувственным элементам общественного сознания, как любовь к Родине, национально- патриотические настроения.
По мере взросления у детей, как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма», требующий реализации, но, как ни грустно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут отыскать свое применение в примыкании антиобщественным организациям, сгусток которых год от года растет.
Формирование патриотических чувств неотделимо от гражданского самоопределения обучающихся, от развития правового самосознания и гуманистической направленности взглядов. Перечисленные качества закладываются в раннем детстве и закрепляются в школьные годы. Современному обществу нужны патриоты, интеллектуально и духовно развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов, способные в любую минуту на самопожертвование во имя спасения жизни других людей (своих отцов, матерей, братьев, сестёр, жён, детей), свято почитающих атрибут государственной власти.
Следовательно, положение в обществе отчетливо доказывает востребованность патриотического воспитания подрастающего поколения, налаживания четкой системы в его осуществлении. Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально – психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и человеку различных профессий.
Основание для разработки проекта:
Конвенция ООН о правах ребёнка.
Конституция РФ.
Закон РФ "Об образовании".
Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (постановление Правительства РФ
от 05.10. 2010 № 795).
Цель проекта: формирование личности патриота с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи:
⦁ обеспечить условия для самовыражения обучающихся, их творческой активности
⦁ совершенствовать ценностно-ориентированные качества личности
⦁ формировать эффективную систему патриотического воспитания, обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого обучающегося верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству
⦁ утверждать в сознании и чувствах детей патриотические ценности, взгляды и убеждения,
⦁ воспитывать уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края
⦁ развивать потребность в познании культурно-исторических ценностей
⦁ провести систему мероприятий военно-патриотической направленности и оценить их эффективность.
Сроки и этапы реализации проекта
Реализация проекта выполняется с 2018-2020гг.:
Подготовительный
1.
Цель: подготовка условий создания системы военно-патриотического воспитания.
Задачи:
изучить нормативную базу.
проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта.
подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта.
Содержание деятельности:
• разработка плана по организации и проведения цикла мероприятий;
• привлечение обучающихся для участия в мероприятиях;
• формирование творческих групп по направлениям деятельности (журналистское, организационно — досуговое, агитационное, информационно-просветительское);
Результат реализации этапа:
• вовлечение детей и подростков в патриотическое движение, направленное на возрождение и укрепление патриотизма, развитие интереса к военно – историческому прошлому.
Применяемые технологии:
• информационная кампания;
• занятия с элементами тренинга для формирования творческих групп;
• работа в фокус – группах.
Практический
2.
Цель: реализация проекта по военно-патриотическому воспитанию.
Задачи:
⦁ отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
⦁ открыть детские объединения военно-патриотической направленности.
⦁ создать информационный стенд о работе по военно – патриотическому направлению.
⦁ разработать методические рекомендации по военно-патриотическому воспитанию, расширять и укреплять связи и отношения со школами и с другими общественными организациями.
⦁ вовлекать в систему военно-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
⦁ проводить мониторинг реализации проекта.
⦁ принимать участие в конкурсах и различных мероприятиях по военно-патриотическому воспитанию.
Содержание деятельности:
• развитие патриотического движения по направлениям:
— журналистское (организация работы группы «Поиск»; создание видеоматериалов по патриотическому воспитанию, составление исторической летописи о героях – земляках, организация встреч с ветеранами ВОВ, Афганистана, Чечни);
— организационно-досуговое (организация и проведение цикла мероприятий в Центре «Эдельвейс» в соответствии с планом, участие в районных мероприятиях и акциях);
— агитационно-театральное (подготовка и выступление агитбригад, пропагандирующих патриотизм, концертных программ, участие в фестивалях, конкурсах, выходы на дом к ветеранам ВОВ в рамках акции «Ветеран живет рядом»);
— информационно-просветительское (выпуск газеты и др.)
Применяемые технологии:
• Коллективные творческие дела (конкурсная и концертная деятельность, благоустройство исторических памятников, акции, шефство над ветеранами ВОВ и т.п.)
• агитбригада;
• диспут;
• телекоммуникационные технологии.
Результат реализации этапа:
• вовлечение детей и подростков в мероприятия патриотической направленности, формирование активной жизненной позиции, развитие гражданственности и самосознания;
• увлечение обучающихся идеями патриотизма, духовного и физического самосовершенствования;
• развитие совместной деятельности детей и взрослых, позволяющей достичь позитивных и личностно значимых для подростков результатов.
Аналитический
3.
Цель: анализ итогов реализации проекта.
Задачи:
⦁ обобщить результаты работы учреждения по данному проекту.
⦁ провести коррекцию затруднений в реализации проекта.
⦁ Содержание деятельности:
• рефлексия выбранной жизненной позиции участников проекта;
• организация диагностических мероприятий с участниками проекта;
• мониторинг эффективности реализации проекта.
Применяемые технологии:
• опрос, анкетирование, тестирование;
• собеседование;
• интерактивная рефлексия;
• анализ.
Результат реализации этапа:
Обобщение и распространение опыта работы патриотического движения: проведение акции «Я – патриот своей страны».
Ожидаемые результаты проекта
Реализация проекта будет способствовать:
⦁ повышению ценностного отношения обучающихся ЦДТ «Эдельвейс» к проблемам патриотического развития;
⦁ выстраиванию системы работы Центра по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения;
⦁ использованию эффективных форм военно-патриотического воспитания обучающихся.
Конкретные ожидаемые результаты реализации проекта:
⦁ Работа детского объединения военно – патриотической направленности.
⦁ Создание информационного стенда о работе военно – патриотического направления и результатах работы.
⦁ Развитие у обучающихся чувства любви к Родине, родному краю.
⦁ Формирование у детей готовности к защите Родины.
⦁ Воспитание уважения подрастающего поколения к подвигу ветеранов войны.
⦁ Активизация творческого потенциала обучающихся.
⦁ Развитие интереса к изучению истории своего родного края и Отечества.
⦁ Сохранение и укрепление физического и духовного здоровья обучающихся, повышение эффективности деятельности по охране их здоровья.
⦁ Привлечение общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию детей.
Механизм реализации проекта.
Разработка календарного планирования работы системы военно-патриотического воспитания обучающихся МБУ ДО ЦДТ «Эдельвейс». Выбор партнеров.
Основные принципы организации патриотического воспитания:
Принцип целостно-смыслового равенства.
У педагога и обучающихся общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой, же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения. Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков. Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.
Основные направления проекта.
Система функционирования данной модели, созданной на базе Центра «Эдельвейс», реализуется через следующие направления:
⦁ детские объединения военно-патриотической направленности и образовательная среда
⦁ детские объединения военно-патриотической направленности и воспитательная среда
⦁ детские объединения военно-патриотической направленности и социум.
Участники проекта: обучающиеся МБУ ДО ЦДТ «Эдельвейс», педагоги, администрация МБУ ДО ЦДТ «Эдельвейс».
Уровни реализации проекта:
Внутри Центра «Эдельвейс».
Формы работы, используемые при реализации проекта:
⦁ воспитательные мероприятия: смотры-конкурсы; выставки.
⦁ мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры и
⦁ круглые столы; уроки мужества, беседы, диспуты, викторины.
⦁ коллективные творческие дела.
⦁ возложение венков к памятнику погибшим героям в годы ВОВ, воинам интернационалистам.
⦁ военно-спортивные состязания.
⦁ встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими.
⦁ взаимосвязь с другими образовательными учреждениями и организациями.
⦁ экскурсии.
⦁ презентации.
Информационные ресурсы.
Информационная база Центра, специальная литература, сайт образовательного учреждения, позволит всегда найти необходимую информацию, транслировать ход реализации проекта.
Технические ресурсы.
Техническое обеспечение МБУ ДО ЦДТ «Эдельвейс»:
⦁ Кабинеты, где есть возможность сохранять необходимые исторические материалы, проводить заседания, занятия, работать над проектом.
⦁ Мультимедийное оборудование.
⦁ Фотоаппарат
⦁ Канцелярские товары
Методическое обеспечение проекта.
Педагогическое и методическое обеспечение проекта предполагает:
⦁ Использование комплекса методик по организации и проведению патриотического воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы.
⦁ Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта.
⦁ Активное использование метода коллективно-творческого дела,
метода социально-значимой деятельности, метода поддержки и успеха, сотворчества и сотрудничества, партнерства, развивающего обучения, метода творческой и учебно-исследовательской, поисковой деятельности, различные методики изучения личности, гражданской мотивации, изучение среды и ее влияние на воспитание (анкетирование).
Мероприятия по реализации военно-патриотического проекта «Подвиг».
Название
Мероприятия Сроки Форма проведения Ответственные
Открытие и работа д.о. военно – патриотической направленности.
Принятие в члены детского объединения В течение периода -Разработка программы
-набор детей
-разработка эмблемы и девиза.
Администрация.
Руководитель детского объединения
Тематические встречи с ветеранами ВОВ, локальных конфликтов, тружениками тыла, воинами запаса.
ежегодно -Встречи
- беседы
- выставки и т.д.
Администрация, педагоги дополнительного образования
Акции: «Письмо ветерану», «Ветеран живет рядом», «Успей сказать: СПАСИБО!»
Акция «Цветок памяти» (дети выращивают цветы и сажают их к памятнику)
ежегодно -Мероприятия акции Администрация, педагоги дополнительного образования, дети
Экскурсии в краеведческий музей и музеи города
Экскурсии в Пожарную часть и Спасательную станцию ежегодно -Экскурсии
-Знакомство с профессией «Спасатель» Администрация, педагоги дополнительного образования
Проекты: «Мы шагаем по району»
«Чем дорог Пошехонский край» Ежегодно
Ежегодно
-Экскурсии
-Конкурс рисунков
-Тематические занятия
-Беседы Администрация, педагоги дополнительного образования
Цикл занятий по теме военно-патриотического воспитания. ежегодно 30 минутные занятия
игры, беседы, встречи. Педагоги дополнительного образования
Информационно – просветительская работа В течение года -выпуск стенгазет
-публикации на сайте, в СМИ Администрация, педагоги дополнительного образования
День народного единства Ноябрь игры, беседы, викторины Педагоги дополнительного образования
День неизвестного солдата
День героев Отечества
Декабрь -Экскурсия к памятнику
«Имя твое неизвестно - подвиг твой бессмертен!»
-Участие в митинге. Администрация, педагоги дополнительного образования
День снятия блокады
г. Ленинграда 26 января -просмотр видеофильма Администрация, педагоги дополнительного образования
День воинской славы России
День разгрома советскими войсками немецко-фашистких войск в Сталинградской битве
День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества
День защитника Отечества Февраль
-презентации
-экскурсии
-фестиваль военно-патриотической песни.
-мероприятия:
«А ну ка, мальчики».
«Аты–баты, шли солдаты» Администрация, педагоги дополнительного образования, дети
Международный день освобождения узников фашистских лагерей Март -просмотр презентаций
- беседы Педагоги дополнительного образования
День космонавтики
«Россия в освоении космоса».
«Человек поднялся в небо».
«Через тернии к звёздам». Апрель -праздник
-выставка рисунков Администрация, педагоги дополнительного образования
«День Пионерии» Май Общее мероприятие Администрация, педагоги дополнительного образования
День Победы
«Память, которой не будет конца». Май
Ежегодно
-Концертная программа.
-Изготовление открыток в подарок ветеранам
-Выращивание цветов и насаждение их около памятников погибшим воинам
-Выпуск газеты «Мы помним!»
-Смотр – конкурс «Строя и песни»
-Участие в митинге Администрация, педагоги дополнительного образования
Работа летнего лагеря
День России
День памяти и скорби Июнь -Реализация программы «Юный патриот»
-Слет лагерей
-Участие в митинге; возложение цветов к памятнику Неизвестному солдату
Директор лагеря, воспитатели, дети
Научная новизна проекта
Научная новизна проекта состоит в том, что:
- будут разработаны и апробированы критерии оценки результатов и эффективности военно-патриотического воспитания в системе работы Центра, позволяющие целенаправленно модернизировать содержание, формы и методы военно-патриотического воспитания в зависимости от его целей.
Теоретическая значимость проекта.
Теоретическая значимость результатов проекта заключается в том, что:
⦁ обоснованные в нем основные тенденции развития военно-патриотического воспитания обучающихся в Центре «Эдельвейс» могут стать важным ориентиром для создания проектов другими ОУ в данной сфере;
⦁ разработанная и апробированная на практике модель военно-патриотического воспитания обучающихся расширяет теоретические представления о возможностях сетевых образовательных и воспитательных учреждений;
⦁ сформулированные в проекте основные принципы отбора содержания, форм и методов военно-патриотической работы, научная характеристика условий эффективной реализации данного направления воспитания могут выполнять функцию необходимого теоретического основания для прикладных и методических разработок;
⦁ нормативно-правовая база, разработанная в процессе формирования системы военно-патриотического воспитания – может быть использована при разработке подобных моделей в других образовательных учреждениях.
Практическая значимость проекта.
⦁ опыт создания детских объединений военно – патриотической направленности, а в частности механизм их создания, результаты деятельности могут стать ориентиром в создании подобных объединений в других общеобразовательных учреждениях.
⦁ авторский подход к формированию информационной составляющей военно-патриотического воспитания сможет продемонстрировать новые возможности при формировании патриотического характера мировоззрения у обучающихся.
⦁ предложенные критерии оценки эффективности и результатов военно-патриотического воспитания, могут быть использованы образовательными учреждениями с целью повышения качества образования и при формировании требований к кадрам, реализующим задачи военно-патриотического воспитания.
Критерии оценки результатов реализации проекта.
Результативность работы детских объединений военно – патриотической направленности в конкурсах и акциях различного уровня.
Наличие фото - и видеоматериалов о деятельности детского объединения.
Трансляция опыта работы Центра по военно-патриотическому воспитанию.
Количество мероприятий военно-патриотической направленности.
Финансирование проекта.
Местный бюджет.
Экономичность проекта.
Экономичность проекта заключается в том, что данная модель функционирует на базе Центра, используя ее материально – техническую базу.