Страница обновлена 06.02.2019

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр "Эдельвейс", г.Пошехонье

Страница обновлена 06.02.2019
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр "Эдельвейс", г.Пошехонье

Муниципальное бюджетное учреждение 
дополнительного образования 
Центр детского творчества «Эдельвейс»


Проект 
по военно-патриотическому воспитанию  

«Подвиг»


Составитель: Смирнова М.Ю., 
педагог дополнительного образования

.


г. Пошехонье,  2018 г


Актуальность проекта

Военно-патриотическое воспитание – это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательных учреждений, общественных объединений и организаций по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества.
    В настоящее время очень мало внимания уделяется воспитанию учащихся именно как патриотов своего отечества, основной упор в процессе обучения и воспитания делается на профессиональную реализацию и адаптацию к жизни в современном обществе. Проблема патриотизма особенно остро встала в последнее время, в связи с напряженной политической, экономической, социальной атмосферой. Проблемы нравственно-патриотического воспитания отошли на второй план, что недопустимо в процессе развития и воспитания человека и гражданина своего отечества.
Общественное мнение традиционно отводит главенствующую роль в формировании патриотических позиций и установок электронным и печатным источникам информации. Роль СМИ в процессе патриотического воспитания нельзя оценивать однозначно. СМИ, безусловно, способны оказать поддержку различным слоям населения в проведении тех или иных акций, апеллируя к таким эмоционально-чувственным элементам общественного сознания, как любовь к Родине, национально- патриотические настроения.
По мере взросления у детей, как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма», требующий реализации, но, как ни грустно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут отыскать свое применение в примыкании антиобщественным организациям, сгусток которых год от года растет.
Формирование патриотических чувств неотделимо от гражданского самоопределения обучающихся, от развития правового самосознания и гуманистической направленности взглядов. Перечисленные качества закладываются в раннем детстве и закрепляются в школьные годы. Современному обществу нужны патриоты, интеллектуально и духовно развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов, способные в любую минуту на самопожертвование во имя спасения жизни других людей (своих отцов, матерей, братьев, сестёр, жён, детей), свято почитающих атрибут государственной власти.
Следовательно, положение в обществе отчетливо доказывает востребованность патриотического воспитания подрастающего поколения, налаживания четкой системы в его осуществлении. Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально – психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и человеку различных профессий. 

Основание для разработки проекта:
Конвенция ООН о правах ребёнка.
Конституция РФ.
Закон РФ "Об образовании".
Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан  Российской Федерации на 2011-2015 годы» (постановление Правительства РФ 
от 05.10. 2010  № 795).
 
Цель  проекта: формирование   личности  патриота с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.

Задачи: 
⦁    обеспечить условия для самовыражения обучающихся, их творческой активности
⦁    совершенствовать ценностно-ориентированные качества личности
⦁    формировать  эффективную систему  патриотического воспитания, обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого обучающегося верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству
⦁    утверждать в сознании и чувствах детей патриотические  ценности, взгляды и убеждения,
⦁    воспитывать уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края
⦁    развивать  потребность в познании культурно-исторических ценностей
⦁    провести систему мероприятий военно-патриотической направленности и оценить их эффективность.

Сроки и этапы реализации проекта
Реализация проекта выполняется с 2018-2020гг.: 


Подготовительный 
1. 

Цель: подготовка условий создания системы военно-патриотического воспитания.
Задачи: 
изучить нормативную базу.
проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта.

подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта. 
 Содержание деятельности:
• разработка плана по организации и проведения цикла мероприятий;
• привлечение обучающихся для участия в мероприятиях;
• формирование творческих групп по направлениям деятельности (журналистское, организационно — досуговое, агитационное, информационно-просветительское);
Результат реализации этапа:
• вовлечение детей и подростков в патриотическое движение, направленное на возрождение и укрепление патриотизма, развитие интереса к военно – историческому прошлому.
Применяемые технологии:
• информационная кампания;
• занятия с элементами тренинга для формирования творческих групп;
• работа в фокус – группах.

Практический 
2.

Цель: реализация проекта по военно-патриотическому воспитанию. 
Задачи: 
⦁    отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. 
⦁    открыть детские объединения военно-патриотической направленности.
⦁    создать информационный стенд о работе по военно – патриотическому направлению.
⦁    разработать методические рекомендации по военно-патриотическому воспитанию, расширять и укреплять связи и отношения со школами и  с другими общественными организациями. 
⦁    вовлекать в систему военно-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
⦁    проводить мониторинг реализации проекта. 
⦁    принимать участие в конкурсах и различных мероприятиях по военно-патриотическому воспитанию. 
Содержание деятельности:
• развитие патриотического движения по направлениям:
— журналистское (организация работы группы «Поиск»; создание видеоматериалов по патриотическому воспитанию, составление исторической летописи о героях – земляках, организация встреч с ветеранами ВОВ, Афганистана, Чечни);
— организационно-досуговое (организация и проведение цикла мероприятий  в Центре «Эдельвейс» в соответствии с планом, участие в районных мероприятиях и акциях);
— агитационно-театральное (подготовка и выступление агитбригад, пропагандирующих патриотизм, концертных программ, участие в фестивалях, конкурсах, выходы на дом к ветеранам ВОВ в рамках акции «Ветеран живет рядом»);
— информационно-просветительское (выпуск газеты и др.)
 Применяемые технологии:
• Коллективные творческие дела (конкурсная и концертная деятельность, благоустройство исторических памятников, акции, шефство над ветеранами ВОВ и т.п.)
• агитбригада;
• диспут;
• телекоммуникационные технологии.
Результат реализации этапа:
• вовлечение детей и подростков в мероприятия патриотической направленности, формирование активной жизненной позиции, развитие гражданственности и самосознания;
• увлечение обучающихся идеями патриотизма, духовного и физического самосовершенствования;
• развитие совместной деятельности детей и взрослых, позволяющей достичь позитивных и личностно значимых для подростков результатов.

Аналитический 
3. 


Цель: анализ итогов реализации проекта. 
Задачи:     
⦁    обобщить результаты работы  учреждения   по данному проекту.
⦁    провести коррекцию затруднений в реализации проекта. 
⦁    Содержание деятельности:
• рефлексия выбранной жизненной позиции участников проекта;
• организация диагностических мероприятий с участниками проекта;
• мониторинг эффективности реализации проекта.
Применяемые технологии:
• опрос, анкетирование, тестирование;
• собеседование;
• интерактивная рефлексия;
• анализ.
Результат реализации этапа:
Обобщение и распространение опыта работы патриотического движения: проведение акции «Я – патриот своей страны».

Ожидаемые результаты проекта

Реализация проекта будет способствовать:
⦁    повышению  ценностного отношения обучающихся ЦДТ «Эдельвейс» к проблемам патриотического развития; 
⦁    выстраиванию системы работы Центра по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения; 
⦁    использованию эффективных форм военно-патриотического воспитания обучающихся.

Конкретные ожидаемые результаты реализации проекта:

⦁    Работа детского объединения военно – патриотической направленности.
⦁    Создание информационного стенда о работе военно – патриотического направления  и результатах работы.
⦁    Развитие у обучающихся  чувства любви к Родине, родному краю.
⦁     Формирование у детей готовности к защите Родины.
⦁     Воспитание уважения подрастающего поколения к подвигу ветеранов войны.
⦁    Активизация творческого потенциала обучающихся.
⦁    Развитие интереса к изучению истории своего родного края и Отечества.
⦁    Сохранение и укрепление физического и духовного здоровья обучающихся, повышение эффективности деятельности по охране их здоровья.
⦁    Привлечение общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию детей.


Механизм реализации проекта.
Разработка календарного планирования работы системы военно-патриотического воспитания обучающихся МБУ ДО ЦДТ «Эдельвейс». Выбор партнеров.

Основные принципы организации патриотического воспитания:
Принцип целостно-смыслового равенства.
У педагога и обучающихся общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой, же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения. Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.     Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.

Основные направления проекта.
Система функционирования данной модели, созданной на базе Центра «Эдельвейс», реализуется через следующие направления: 
⦁    детские объединения военно-патриотической направленности  и образовательная среда
⦁    детские объединения военно-патриотической направленности  и воспитательная среда
⦁    детские объединения военно-патриотической направленности  и социум.

Участники проекта: обучающиеся МБУ ДО ЦДТ «Эдельвейс», педагоги, администрация МБУ ДО ЦДТ «Эдельвейс».

Уровни реализации проекта:
Внутри Центра «Эдельвейс».

Формы работы, используемые при реализации проекта:
⦁    воспитательные мероприятия: смотры-конкурсы; выставки. 
⦁    мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры и 
⦁    круглые столы; уроки мужества, беседы, диспуты, викторины. 
⦁    коллективные творческие дела.
⦁    возложение венков к памятнику погибшим героям в годы ВОВ, воинам интернационалистам.
⦁    военно-спортивные состязания.
⦁    встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими.
⦁    взаимосвязь с другими образовательными учреждениями и организациями.
⦁    экскурсии.
⦁    презентации.

Информационные ресурсы.

 Информационная база Центра, специальная литература, сайт образовательного учреждения, позволит всегда найти необходимую информацию, транслировать ход реализации проекта.

Технические ресурсы.
Техническое обеспечение МБУ ДО ЦДТ «Эдельвейс»:
⦁    Кабинеты, где есть возможность сохранять необходимые исторические материалы, проводить заседания, занятия,  работать над проектом.
⦁    Мультимедийное оборудование.
⦁    Фотоаппарат
⦁    Канцелярские товары


Методическое обеспечение проекта.

Педагогическое и методическое обеспечение проекта предполагает:
⦁    Использование  комплекса методик по организации и проведению  патриотического   воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы.
⦁    Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта. 
⦁    Активное использование метода коллективно-творческого дела,
метода социально-значимой деятельности, метода поддержки и успеха, сотворчества и сотрудничества, партнерства, развивающего обучения, метода творческой и учебно-исследовательской, поисковой деятельности, различные методики изучения личности, гражданской мотивации, изучение среды и ее влияние на воспитание (анкетирование). 

Мероприятия по реализации военно-патриотического проекта «Подвиг».


Название
Мероприятия    Сроки    Форма проведения    Ответственные
Открытие  и работа д.о. военно – патриотической направленности.
Принятие в члены детского объединения    В течение периода    -Разработка программы
-набор детей
-разработка эмблемы и  девиза.

     Администрация.
Руководитель детского объединения
Тематические встречи с ветеранами ВОВ, локальных конфликтов, тружениками тыла, воинами запаса.
    ежегодно    -Встречи
- беседы
- выставки и т.д.
     Администрация, педагоги дополнительного образования
Акции: «Письмо ветерану», «Ветеран живет рядом», «Успей сказать: СПАСИБО!»
Акция «Цветок памяти» (дети выращивают цветы и сажают их к памятнику)
    ежегодно    -Мероприятия акции    Администрация, педагоги дополнительного образования, дети
Экскурсии в краеведческий музей и музеи  города  
Экскурсии в Пожарную часть и Спасательную станцию    ежегодно    -Экскурсии
-Знакомство с профессией «Спасатель»    Администрация, педагоги дополнительного образования
 Проекты:  «Мы шагаем по району»

«Чем дорог Пошехонский край»    Ежегодно

Ежегодно
    -Экскурсии
-Конкурс рисунков
-Тематические занятия
-Беседы    Администрация, педагоги дополнительного образования 
Цикл занятий по теме военно-патриотического воспитания.    ежегодно    30 минутные занятия
игры, беседы, встречи.    Педагоги дополнительного образования

Информационно – просветительская работа    В течение года    -выпуск стенгазет
-публикации на сайте, в СМИ    Администрация, педагоги дополнительного образования
День народного единства    Ноябрь     игры, беседы, викторины    Педагоги дополнительного образования
День неизвестного солдата

День героев Отечества
    Декабрь     -Экскурсия к памятнику 
«Имя твое неизвестно - подвиг твой бессмертен!»
-Участие в митинге.    Администрация, педагоги дополнительного образования
День снятия блокады 
г. Ленинграда    26 января    -просмотр видеофильма    Администрация, педагоги дополнительного образования
День воинской славы России
День разгрома советскими войсками немецко-фашистких войск в Сталинградской битве

День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества 

День защитника Отечества       Февраль 


     -презентации
-экскурсии
 -фестиваль военно-патриотической песни.
-мероприятия:
«А ну ка, мальчики».
«Аты–баты, шли солдаты»    Администрация, педагоги дополнительного образования, дети
Международный день освобождения узников фашистских лагерей     Март     -просмотр презентаций
- беседы    Педагоги дополнительного образования
День космонавтики 
«Россия в освоении космоса».
«Человек поднялся в небо».
«Через тернии к звёздам».    Апрель    -праздник 
-выставка рисунков    Администрация, педагоги дополнительного образования


«День Пионерии»    Май     Общее мероприятие    Администрация, педагоги дополнительного образования 
День Победы
  
 «Память, которой не будет конца».    Май 


Ежегодно

    -Концертная программа.
-Изготовление открыток в подарок ветеранам
-Выращивание цветов и насаждение их около памятников погибшим воинам
-Выпуск газеты «Мы помним!»
-Смотр – конкурс «Строя и песни»
-Участие в митинге    Администрация, педагоги дополнительного образования
Работа летнего лагеря

День России

День памяти и скорби    Июнь     -Реализация программы «Юный патриот»
 -Слет лагерей
-Участие в митинге; возложение цветов к памятнику Неизвестному солдату
    Директор лагеря, воспитатели, дети

Научная новизна проекта
Научная новизна проекта состоит в том, что:
- будут разработаны и апробированы критерии оценки результатов и эффективности военно-патриотического воспитания в системе работы  Центра, позволяющие целенаправленно модернизировать содержание, формы и методы военно-патриотического воспитания в зависимости от его целей.

Теоретическая значимость проекта.
Теоретическая значимость результатов проекта заключается в том, что:
⦁    обоснованные в нем основные тенденции развития военно-патриотического воспитания обучающихся в Центре «Эдельвейс» могут стать важным ориентиром для создания проектов другими ОУ в данной сфере; 
⦁    разработанная и апробированная на практике модель военно-патриотического воспитания обучающихся расширяет теоретические представления о возможностях сетевых образовательных и воспитательных учреждений; 
⦁    сформулированные в проекте основные принципы отбора содержания, форм и методов военно-патриотической работы, научная характеристика условий эффективной реализации данного направления воспитания могут выполнять функцию необходимого теоретического основания для прикладных и методических разработок;
⦁    нормативно-правовая база, разработанная в процессе формирования системы военно-патриотического воспитания – может быть использована при разработке подобных моделей в других образовательных учреждениях.

Практическая значимость проекта.
⦁    опыт создания детских объединений военно – патриотической направленности, а в частности механизм их создания, результаты деятельности могут стать ориентиром в создании подобных объединений в других общеобразовательных учреждениях.
⦁    авторский подход к формированию информационной составляющей военно-патриотического воспитания сможет продемонстрировать новые возможности при формировании патриотического характера мировоззрения у обучающихся.
⦁    предложенные критерии оценки эффективности и результатов военно-патриотического воспитания, могут быть использованы образовательными учреждениями с целью повышения качества образования и при формировании требований к кадрам, реализующим задачи военно-патриотического воспитания. 

Критерии оценки результатов реализации проекта.
Результативность работы детских объединений военно – патриотической направленности в  конкурсах и акциях различного уровня.
Наличие фото - и видеоматериалов о деятельности детского объединения.
Трансляция опыта работы Центра по военно-патриотическому воспитанию.
Количество мероприятий военно-патриотической направленности.

Финансирование проекта.
 Местный бюджет.

Экономичность проекта.
Экономичность проекта заключается в том, что данная модель функционирует на базе Центра, используя ее материально – техническую базу.