Страница обновлена 06.02.2019

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр "Эдельвейс", г.Пошехонье

Страница обновлена 06.02.2019
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр "Эдельвейс", г.Пошехонье

Дебаты
Правила дебатов
В состав каждой команды входит три человека. Команды формируются по желанию детей, хотя члены команды могут назначаться и педагогом. Каждый член команды называется спикером. Таким образом, в игре участвуют три спикера утверждающей команды (У1 - первый спикер, У2 - второй спикер, У3 -третий спикер) и три спикера отрицающей команды (О1-первый спикер, О2 - второй спикер, О3 - третий спикер).
Роли спикеров и правила проведения игры строго регламентированы. В школьных дебатах любая проблема рассматривается с двух точек зрения: утверждения и отрицания. 
Перед началом игры обязательно напоминаются её принципы:
- уважение необходимо;
- честность обязательна;
- проигравших нет.

Далее дети доказывают свои тезисы. Для этого они выдвигают аргументы в поддержку своей точки зрения и контраргументы на высказывания противников.
Игра проходит в течение 3-х раундов:
1 раунд
Обязанности спикеров
У1
- представляет утверждающую команду;
- представляет тему, обосновывает ее актуальность;
- дает определение понятиям, входящим в тему;
- представляет точку зрения утверждающей команды;
- обосновывает аспекты рассмотрения данной темы;
- представляет аргументы утверждающей стороны, которые команда будет доказывать в ходе игры;
- переходит к доказательству выдвинутых аргументов (по возможности);
- заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;
- задает перекрестные вопросы О2.
О1
- представляет отрицающую команду;
- отрицает тему (тезис, заявленный утверждающей стороной), формулирует тезис отрицания;
- принимает определения, представленные утверждающей стороной;
- представляет позицию отрицающей стороны;
- принимает аспекты утверждающей стороны или представляет другие аспекты;
- представляет кейс отрицающей стороны (стратегию отрицания, т.е. аргументы отрицающей стороны, которые команда будет доказывать в ходе игры);
- опровергает аргументы утверждающей стороны, выдвинутые У1;
- заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;
- задает перекрестные вопросы У2.
Дебаты начинаются с выступления команды утверждения.

2 раунд (Раунд перекрестных вопросов)
Цель перекрестных вопросов: 
- внести ясность в аргументы оппонентов;
- вынудить оппонента ответить выгодно для вас;
- выявить изъяны в кейсе оппонентов;
Цель задающих вопросы: принизить значение аргументов другой стороны, а также прояснить или уточнить детали;
Задача спикера – ответить на вопросы, не вступая в дискуссию и не переходя «на личности».
Отрицающая сторона своими вопросами попытается поставить под сомнение оптимизм команды утверждения. 
3 раунд
Рефлексия игры. 
Позиция педагога – его выраженное отношение к конкретной ситуации, способное играть определенную акцентирующую роль. Позиции могут быть эмоциональными: позиция непонимающего, позиция сомневающегося, внимательно слушающего, которые привлекают внимание учащихся, стимулируют к необходимому в этой ситуации действию.
Педагог  может быть в позиции:
- исследователя (он предлагает версию, контраргумент, то есть участвует в исследовании с целью его интенсивного разворачивания);
- координатора (в этом случае функция учителя - помочь отследить движение поиска, связывая или противопоставляя отдельные высказывания);
- консультанта (отвечая на запрос класса, учитель дает справку-ответ на нерешенный вопрос, информацию о различных научных взглядах и т.д.)
- позиция лидера, ведущего (учитель с помощью системы опорных вопросов или иначе ведет логику поиска, организуя диалог);
- позиция эксперта (учитель участвует в оценивании работы групп или самостоятельных, контрольных работ).