Страница обновлена 06.02.2019

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр "Эдельвейс", г.Пошехонье

Страница обновлена 06.02.2019
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр "Эдельвейс", г.Пошехонье
Технология «Диспут»
Многие педагоги в своей деятельности активно применяют  информационно-коммуникативную технологию. Её использование ведёт к формированию умения собирать факты и их сопоставлять, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения, повышается интерес к изучаемым предметам. 
Одним из современных форм информационно – коммуникативных технологий является диспут. 
Несколько важных моментов для организации занятия-диспута:
1. Диспут требует долгой и тщательной подготовки.
2. Нельзя занятие превращать в президиум (т. е. нельзя заранее готовить выступающих).
3.Нужно требовать от детей доказательств их точки зрения.
4.Нельзя добиваться единодушия в оценках во время спора.
5. По поручению педагога или самостоятельно учащиеся могут сами составлять дискуссионные вопросы.
  Детей можно приучать к таким высказываниям как « Я с тобой не согласен», «Возможно ты прав, но я считаю так», «Я хочу тебе помочь», « Я уважаю твоё мнение, но».
Памятка "Я участник диспута".
1. Выбор темы.
2.Подбор вопросов по этой теме.
3.Подготовка речи.
4.Грамотное эстетическое оформление речи.
Следующим этапом является работа в парах. При работе в паре, каждый ученик должен объяснить, какой вариант ответа он выбрал и почему. Таким образом, работа в парах ставит ребенка в условия необходимости активной речевой деятельности, а следовательно обогащению словарного запаса, а так же развивать умение слушать и слышать. Эта работа учит ребенка оценивать результаты своей деятельности и является подготовительным этапом к такой методике, как диспут.
Таким образом, у детей вырабатывается порядок действий к дискуссии. А педагогу остается направлять их, почувствовать момент окончания дискуссии, подвести итоги, выставлять баллы и провести рефлексию.
Рефлексия – обязательный этап проведения занятияа – диспута. Его можно провести следующим образом, существует 3 вида сигнальных карт: красный, желтый и зеленый. Красный - я неудовлетворен дискуссией, желтый - я не все точки зрения понял, зеленый - я получил удовлетворение после дискуссии.
Формулировка правил усложняется, появляются законы диспута.
Законы диспута:
Здесь нет наблюдателей! Каждый - активный участник разговора.
Неуместные шутки запрещаются.
Помоги изжить комплексы своим товарищам.
Говори, что думаешь; думай, что говоришь.
Имей мужество выслушать правду, не обижаясь.
Памятка участнику диспута:
Прежде чем спорить, подумай.
Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов своих товарищей.
Начиная спорить, ясно и определенно выскажи положения, которые будешь защищать и доказывать.
Помни, что доказательством и лучшим способом опровержения являются точные и бесспорные факты.
Доказывая и опровергая, говори ясно, просто, отчетливо, точно.
Старайся говорить своими словами.
Если доказали ошибочность твоего мнения, имей мужество признать правоту своего оппонента.
Заканчивая выступление, подведи итоги, сформулируй выводы.
Применение данной технологии помогают достичь следующих результатов:
1. Сплоченность коллектива.
2. Обогащение словарного запаса детей.
3.Оценка результатов своей деятельности учащимися.
4. Воспитать в детях культуру общения.
 Диспут позволяет насыщать информационное поле ребенка позитивными образами, которые расширяют кругозор его знаний и побуждают его к созидательной деятельности.