План профориентационной работы на 2020-2021 учебный год

План работы на 2020-2021 учебный год

Ребенок не хочет учиться…

Мотивационная сфера личности

Определимся, какие понятия входят в мотивационную сферу личности. Прежде всего, это потребности — то, в чем нуждается человек. Затем мотивы — движущая сила — они проявляются в поведении и приводят к цели. В психологии мотив — это главный двигатель, главная причина, побуждающая нас к действию. По Теории деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна, мотив — это «опредмеченная потребность», потребность — желание устранить дискомфорт (не всегда осознаваемое), а цель — результат сознательного выбора, целеполагания.

Простой пример: жажда — это потребность, питье воды — это мотив, а стакан с водой — это цель. Если пить воду не для того чтобы утолить жажду, а чтобы позавтракать и пойти работать, то мотив здесь не вода, а то, ради чего человек завтракает или ради чего он работает. Всем знакома пирамида потребностей Маслоу. Познание находится в верхней части, а значит, без закрытия базовых физиологических потребностей у ребенка не открывается тяга к знаниям. «Невозможно и совершенно не нужно заставлять каждого ребенка обожать учебу». Если раннее обучение, которое сейчас так модно, не было слишком интенсивным для дошкольника, то он не потеряет тягу к учебе в школе.

Мотивация к любым занятиям естественным образом возникает и живет, если это занятие связано с потребностями человека; если бонусы (эмоциональные, материальные и т.п.) от занятия очевидно перевешивают потери и затраты; если эти самые бонусы есть не только в очень отдаленной, но и в ближней перспективе; и, наконец, если это занятие не противоречит удовлетворению других важных для человека потребностей. Попробуйте «пропустить» через эти фильтры учебу и посмотрите, чего не хватает, чтобы ребенок искренне хотел учиться? «Игра — ведущая деятельность маленького ребенка. И даже обучение проходит легче, если облечь его в игровую оболочку».

По данным Института возрастной физиологии РАО, более 90% детей, поступающих в первый класс, не имея негативного опыта предшкольного обучения, очень хотят в школу. В первые месяцы каждый из них старается, остро переживает неудачи, готов часами заниматься, но уже к декабрю более 60% первоклассников не хотят учиться. Так в чем же причина? Виноваты ли в таком спаде детской активности учителя и родители? Увы, но чаще всего вклад в эту негативную статистику вносят взрослые с обеих сторон. Что делать, чтобы избежать этого?

Во-первых, на этапе предшкольной подготовки очень важно формировать позитивную мотивацию достижения, познания.

Во-вторых, ребенок не должен приходить в школу с убеждением, что у него ничего не получается. Совет родителям маленьких детей: почитайте публикации Марьяны Михайловны Безруких — директора института возрастной физиологии, психолога, нейрофизиолога. «Если мы задаем непосильную задачу, то убиваем мотивацию!» Марьяна Безруких Когда страдает формирование учебной мотивации? Мотивация притупляется или вовсе исчезает в нескольких случаях. Первый. Не учитываются возрастные особенности развития детей. Например, чтобы было хорошее внимание, у ребенка должны быть сформированы механизмы произвольной регуляции деятельности. Эти механизмы полностью формируются к 9 годам. Поэтому необходимо не заставлять, а организовать процесс так, чтобы эффективно использовать те минуты, когда ребенок может сконцентрироваться. Второй. Интенсивность подачи материала слишком высока, темп деятельности непосильно быстрый. Все дети с разной скоростью осваивают учебу. И это абсолютно нормально. Привыкайте к тому темпу, в котором первокласснику комфортно работать. В конце концов, сорта яблок тоже разные — одни созревают к середине лета, а другие — к ноябрю. Третий. Не учитывается возрастная необходимость многократного повторения материала. Не бойтесь повторять пройденное вместе с ребенком — такая практика однозначно пойдет на пользу. Четвертый. Ребенок работает на пределе своих возможностей. Включайте щадящий режим. Лучше чуть-чуть НЕДО-, чем ПЕРЕгрузить. «Не может или не хочет?» — на этот вопрос поможет ответить психолог. Сдвиг мотива на цель Автор методики – А. Н. Леонтьев. Детям не всегда интересна учеба. А многое попросту дается с трудом: чтение, письмо, счет. Но изначальный мотив может измениться в ходе выполнения действия, когда деятельность, которая нам не нравится в самом начале, постепенно начинает наполняться особым смыслом, и в результате мы уже хотим заниматься этой деятельностью! Пример. Изначально ученик читает книгу, потому что есть четкая цель: он должен завтра ответить. Предмет не нравится ученику, но он внимательно читает. Действие чтения не имеет внутренней мотивации, оно направлено на нечто другое, и если урок отменят, он сразу же перестанет читать. Но если по ходу чтения и подготовки возник интерес, новость об отмене урока не остановит ученика. Произойдет сдвиг мотива на цель: то, что изначально не являлось привлекательным, теперь приобретает собственную значимость, то есть становится самоценным для человека. Мотив ответа и получения отметки сдвигается на мотив чтения интересного текста. Упражнение Чтобы понимать, как у ребенка работает механизм сдвига мотива на цель, проследите, когда такое происходило в вашей жизни. 1. Приведите пример из личной жизни, когда произошел сдвиг мотива на цель. 2. Проследите путь трансформации цели в мотив: как менялись чувства, когда появился интерес? 3. Какие условия способствовали переходу? «Наша задача — создать условия, чтобы у ребенка появились первые успехи. А дальше дела будут налаживаться». Повышаем мотивацию младшего школьника Вместе ставим вполне конкретные цели: исправить двойку по русскому языку; полностью делать домашние задания; не выкрикивать, а поднимать руку на уроке и т.д. При формировании целей обязательно учитывайте реально действующие, актуальные мотивы ребенка. Например, качественно выполнять домашнее задание ему может быть нужно, чтобы: получить хорошую отметку, получить похвалу учителя или мамы, быть лучшим учеником, хорошо знать предмет, чтобы его не ругали дома, не наказали, не исключили из спортивной секции, купили велосипед и т. д. На первом этапе важно подключить именно актуальные мотивы самого ребенка, а уже потом реально действующие мотивы могут выйти на более высокий уровень. Например, ученик сначала привыкает вовремя делать уроки, чтобы успеть поиграть, а потом, когда вследствие этого у него улучшается успеваемость, он начинает лучше разбираться в предмете, ребенку становится все интереснее учиться! Мотив постепенно меняется, переходит на цель — учебу, познание. Приемы, помогающие идти к успеху «Шанс» — подготовленные педагогические ситуации, при которых ребёнок получает возможность получить хороший результат. «Эврика» — создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя раскрывает свои новые возможности. Даже если ребенок сам не заметит, как у него получится выполнить что-то сложное, учитель должен обратить на это внимание и похвалить младшеклассника. «Лестница» — взрослый постепенно ведёт ученика вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний и обретения уверенности. Ошибка — это возможность!

Все развивающие методики построены на ситуациях, в которых ребенок будет часто совершать ошибки, чтобы научиться исправлять собственные решения. Умение видеть маленькие результаты.

 Хвалите ребенка не только за пятерки — старания тоже заслуживают внимания.

 

Семинар по профориентации

24.09.2021 года состоялся первый обучающий семинар для ответственных за профориентационную работу в ОУ. Коллеги Центра профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс» города Ярославля предложили разобрать поэтапно серию игр из комплекта «Профориентационные игры. Экономика региона».
Заведующий отделом психологического сопровождения и консультирования Лодеровский Артем Владимирович и педагог-психолог Филина Светлана Владимировна обучили правильному применению игры в работе с детьми и ответили на интересующие вопросы педагогов.
Ждем коллег со следующим визитом 1 октября 2021 года.

 

"Билет в будущее"

В рамках реализации Всероссийского проекта «Билет в будущее» национального проекта «Образование», организованного Союзом «Молодые профессионалы» при поддержке Министерства просвещения РФ, обучающиеся МБУ ДО Центра «Эдельвейс» стали участниками  профессиональных проб. Юноши и девушки, занимающиеся по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам: «Я – будущий педагог», «Разумный выбор», «Мое будущее. Каким ему быть…», «Школа актива РДШ», имели возможность попробовать свои силы в двух компетенциях: «Ландшафтный дизайн» и «Дошкольное воспитание».

Профпробы состоялись на базе Пошехонского аграрно – политехнического колледжа. Ребятам предоставилась возможность практически попробовать себя, прочувствовать особенности и специфику  данных профессий. Проект является бесплатным для учащихся 6-11 классов и продлится до конца ноября 2020 года, поэтому все желающие смогут принять в нем участие, зарегистрировавшись на портале  «Билет в будущее».