Рекомендации психолога

Старшеклассникам – психологическая готовность к экзаменам

Агрессивное поведение ребенка, как вести себя родителям?

Гиперактивные дети

Детское упрямство, как с ним бороться?

Как повысить самооценку ребенка?

Рекомендации родителям детей-инвалидов

Советы родителям будущих первоклассников

Тревожные дети

Страхи у детей

Детские капризы 

Как помочь ребенку адаптироваться в первом классе

Родительские манипуляции детьми

Истерики детей в магазинах

ПАМЯТКА для родителей «Как предотвратить приступ истерики у ребенка»

Застенчивый ребенок

Левша – человек-загадка?

Человеческий организм – большая загадка для самого же человека.

Кто такой левша? Это человек, у которого доминирует правая половина головного мозга.

Обычно доминирует какая-либо половина мозга, при этом происходит перекрещивание, т.е. правой половиной человеческого тела управляет левое полушарие, а левой – правое. Ученые выделили степени доминирования: сильно выраженная (“стопроцентный” правша или ярко выраженный левша) и слабо выраженная (может быть 1-2 признака “левшества” – ведущий левый глаз и левое ухо, но ведущая рука – правая).

А люди, так называемые  амбидекстры, у которых одинаково работают оба полушария. Они одинаково хорошо владеют обеими руками, ушами, глазами, т.е. парными органами. Таких людей немного, но, по исследованиям ученых, их количество постоянно растет.

Как же выяснить, к какому типу относится человек? Общая  характеристика.

Если человек – “стопроцентный” правша, у него наблюдаются следующие признаки:

  • Пишет и выполняет большинство действий, особенно сложных, правой рукой
  • Трубку телефона прикладывает к правому уху
  • Ведущие глаз, ухо – правые
  • Ведущая нога тоже правая (она толчковая, с нее человек начинает идти)

Если же хоть один из этих признаков имеет зеркальное отражение (при ведущей правой руке лучше слышит левое ухо, например) – это более (или менее) выраженный левша. Таких людей ученые называют “скрытыми левшами”.

Большинство людей являются “частичными” левшами (т.е. ведущая рука – левая, а ведущий глаз, например, правый).

У маленьких детей скрытая леворукость, явные признаки ведущего правого полушария наблюдаются гораздо чаще, чем у взрослых. Также часто дети одинаково хорошо владеют и левой, и правой руками, т.е. являются амбидекстрами. Считается, что до года закладывается основа развития мозга, а ведущее полушарие формируется к 6-7 годам, но уже в 4 года можно уверенно сказать, какая рука у малыша ведущая.

Ученые считают, что леворукость  передается генетически по наследству, причем это может произойти через поколения. Гена, отвечающего за левшество (правшество) пока не найдено. И на вопрос “Откуда берутся левши?” нет точного ответа.

За что “отвечают” полушария?

  • Левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое, абстрактное мышление. Отвечает за речь (примерно 50% по последним исследованиям).
  • Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно (т.е. левши и амбидекстры при тестировании справляются с заданиями быстрее). Принимает участие в адаптационных процессах .
  • Отвечает за эмоции, интуитивные способности, “помогает” понимать юмор, отвечает за пространственно-зрительные функции (ориентация на местности). Очень музыкально, чутко реагирует на интонацию. Отвечает за образное мышление, воображение, творческие способности.
  • Любая деятельность “делится между полушариями мозга  так, что одни этапы выполняются правым, а другие – левым, т.е. полушария головного мозга работают в тесном взаимодействии, дополняют друг друга.

Какие проблемы возникают у детей–левшей и амбидекстров (оба полушария работают одинаково).

  • Обучение письму, грамоте рассчитано на праворуких детей, жесткие требования (класть тетрадь горизонтально с небольшим наклоном, держать ручку определенным образом, т.д.) мешают детям неправшам полноценно развиваться , нарушается усвоение информации, происходит нарушение почерка, возникают грамматические ошибки.
  • Часто дети в начале освоения навыков письма изображают буквы, цифры зеркально (“Е” и “З”, “6” и “9”, т.д.) Это говорит о том, что у ребенка еще не сформировалось окончательно распределение функций полушарий, со временем ошибки исчезнут, бояться их и бороться за “правильность” не стоит.
  • Обычно такие дети хорошо рисуют, одарены музыкально, а вот с письмом и чтением примерно лет до 9и (у каждого индивидуально) возникают проблемы.
  • Часто у левшей происходит задержка речевого развития, неправильное произношение звуков, но и это проходит по мере взросления.
  • Левши часто не любят точные науки, но не из-за того, что им неинтересно или сложно. Просто обучение в школе строится с учетом особенностей восприятия правшей, в леворукие дети несколько по-другому усваивают учебный материал.
  • У таких детей хорошо развита интуиция, образное мышление, а вот логика “хромает”.

Не переучивайте ребенка – левшу! И не позволяйте этого делать другим взрослым (учителям, воспитателям, родственникам)!

У детей-левшей, которых упорно переучивали, развивается невроз, вот некоторые его проявления:

Нарушения сна

Нарушения аппетита

Головные боли

Боли в животе

Страхи

Дневной и ночной энурез

Заикание

Тики, навязчивые движения

Повышенная возбудимость, раздражительность

Укачивание в транспорте

Повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам

Длительное беспокойство, неусидчивость

Вялость, заторможенность

Аллергические реакции

Наиболее часто у детей-левшей школьного возраста наблюдается астенический невроз. Его признаки: повышенная утомляемость, резкое снижение работоспособности, ребенок может продуктивно и активно работать только на первых двух уроках, затем усиливается двигательная расторможенность. Дети постоянно жалуются на усталость, они вялые. Приготовление уроков затягивается, повторное переписывание только ухудшает качество работы.

Невроз не проходит сам собой, здесь необходима помощь специалиста.

Что делать, если ребенка уже пытались переучивать или переучили, и теперь левша вынужден писать правой рукой?

  • Не торопитесь сменить руку, особенно если переучивание началось задолго до школы и ребенок уже учится в школе, пользуясь в основном правой рукой. В таком случае придется смириться с некоторым отставанием общего развития, как правило, после 1го класса все налаживается (при отсутствии давления со стороны взрослых).
  • Но в ситуации, когда ребенок упорно работает левой рукой, несмотря на переучивание, разрешение ее использовать может снять многие проблемы.
  • Если ребенка переучивали, он пользуется правой рукой, но еще не учится в школе или только начал обучение,смена руки также приведет к решению и предупреждению многих проблем.

ЛЕВША, ПРАВША ИЛИ АМБРИДЕКСТР?

(тесты)

Тесты проводятся несколько раз с временными промежутками (особенно с детьми), и на основе совокупных результатов делается вывод.

  • Переплетите пальцы рук в “замок”. Если сверху оказался палец правой руки – признак правши.
  • Примите позу Наполеона (руки скрещены на груди). Рука, которая оказалась сверху – ведущая.
  • Аплодирование. Правши хлопают правой рукой по неподвижной левой ладони, левши –наоборот. Дети обычно аплодируют обеими ладошками, поставленными параллельно друг другу – признак амбидекстра, тоже относится и ко взрослым, аплодирующим обеими руками.
  • Человек обычно жестикулирует ведущей рукой.
  • Испытуемому дают 2 карандаша, завязывают глаза и просят нарисовать два круга или квадрата. Рисунок, выполненный ведущей рукой, получается аккуратнее, при этом движения ведущей руки м.б. медленнее, зато более точными, меньше дрожания, линии более четкие, углы не сглажены. Малыш может тоже попробовать выполнить это задание с открытыми и с закрытыми глазами.
  • Если ребенок уже умеет писать, попросите его написать свое имя одновременно обеими руками с открытыми или с закрытыми глазами. Как правило, левши ставят обе руки в центр листа и начинают писать правой рукой слева направо , а левой – справа налево. С закрытыми глазами левши пишут свою фамилию в зеркальном, а с открытыми как обычно.
  • Ребенку предлагается несколько коробков. Задание: “найди спичку в одной из коробочек”. Ведущая та рука, которая совершает активные действия (открывает, закрывает, достает и т.д.)
  • Вырезание ножницами. Аккуратнее получается ведущей рукой.
  • Чтобы выявить ведущую ногу, последите, как сидит человек, если при закидывании нога на ногу сверху оказывается правая – она ведущая. При ходьбе ведущая нога делает более широкий шаг.

Амбидекстры, выполняя тесты, дают разнобой. Такие люди могут писать правой рукой, слушать левым ухом, есть левой рукой.

ЕСЛИ В СЕМЬЕ ПОЯВИЛСЯ ВТОРОЙ РЕБЕНОК ИЛИ ДЕТСКАЯ РЕВНОСТЬ

В большинстве своем дети испытывают сильное чувство ревности при появлении в семье новорождённого. Особенно остро реагируют на эту ситуацию младшие дети, ибо они ещё очень зависимы от родителей и их интересы связаны в основном с семейным кругом. Старший ребенок, проецируя и сравнивая ситуации, приходит к единственному выводу: если до малыша все было здорово, его любили, то с появлением крохи мир перевернулся, а виновник всех бед младший! Ребенок чувствует себя одиноким, не нужным, брошенным – это итог недостатка времени и внимания родителей. Он не понимает, почему он, такой любимый до рождения младшего, теперь все чаще остается в стороне.

Ощущение ненужности самокопание  порождает в детской душе страхи, дает почву для зарождения комплексов и раздражения. Это может даже привести к кардинальным изменениям в характере и поведении, если вовремя не протянуть ребенку руку помощи. Детская ревность проявляется в самых различных формах. Многие 2-3-летние дети (а иногда и 4-5-летние) при появлении в доме новорождённого всячески демонстрируют родителям желание стать такими же маленькими, как он. Например, ребёнок просит, чтобы его покормили из соски, побаюкали на руках, покатали в коляске.
Что же делать родителям в таких случаях? Разумнее всего отнестись к подобному поведению ребёнка с юмором. Если он настаивает, играя отнесите его на руках в кроватку, побаюкайте некоторое время, дайте ему соску или бутылочку с молоком. По-видимому, Ваш малыш думает, что быть младенцем необыкновенно приятно, а то, что мать проделывает с новорождённым, должно доставлять ему огромное удовольствие. Когда он увидит, что Вы не отказываете ему в таком же уходе, а молоко из бутылочки и катание в коляске не так уж приятны, он скорее успокоится и ревность не будет его так тревожить.

Нередко ревность выражается в агрессии. Старший ребёнок старается обидеть малыша, сердится, когда тот плачет, ругает его, придумывает обидные прозвища. Это недовольство новорождённым иногда переносится на мать. Бывает, что старший ребёнок становится капризным, непослушным. Он может назло матери разбрасывать игрушки и даже разбить её любимую вазу. Некоторые дети, наоборот, становятся очень плаксивыми, зависимыми, теряют всякий интерес к самостоятельным занятиям. Они способны целый день ходить за матерью, досаждая ей нытьём. Они плачут и обижаются из-за всякого пустяка.

Как же помочь ему справиться со сложной жизненной ситуацией?

Главное, что Вы должны сделать – это дать старшему ребёнку возможность почувствовать себя более взрослым, выступить в роли вашего помощника.

Расскажите ему, каким он был в младенчестве. Напомните, как он рос, какие знания, и умения постепенно приобретал. Скажите ребёнку, что теперь он уже большой, и Вы считаете его сильным, умным, умелым и ловким. Он многое умеет делать самостоятельно, а Вам так трудно с малышом, который ещё совсем мал и, беспомощен. Попросите его помочь. Пусть он принесёт бутылочку с молоком или пелёнки. Покачает малыша, покажет ему погремушку, поговорит с ним, во время купания польёт на него воду.

Скоро Вы обнаружите, что старший ребёнок становится незаменимым помощником, охотно, с энтузиазмом, выполняющим свои новые обязанности. Обязательно похвалите его за все старания. Всячески подчёркивайте, какой он хороший помощник, как Вы цените его помощь. Маленьким детям всегда хочется подержать новорождённого на руках, а матери, конечно, боятся доверять им это. Однако Вы можете посадить ребёнка на диван, положить ему на руки младенца и посидеть рядом. Это тоже способ помочь ребёнку превратить свою неприязнь к малышу в покровительство, сотрудничая с Вами в уходе за ним.

Кроме того, очень важно не забывать показывать малышу, что Вы по-прежнему его любите. Выберите время, когда Вы свободны от всех других забот, и уделите внимание ему одному. Можно поговорить с ним о чём-нибудь для него очень важном (о новом друге, коллекции марок, о том, как летом вы поедете на дачу, будете ловить рыбу и ходить в лес за грибами). Почитайте ему любимую книжку, поиграйте вместе. Время от времени говорите ему нежные слова, берите его на руки, целуйте, гладьте по голове. Это успокоит ребёнка, он не будет чувствовать своей заброшенности и ущемления прав.

Помните, что рождение младенца должно как можно меньше изменять жизнь старшего ребёнка, особенно если он был единственным в семье. Если старшего ребёнка нужно переселить в другую комнату или Вы решили отдать его в детский сад, сделайте это заранее, чтобы изменения в своей жизни он не связывал с появлением новорождённого и не считал, что от него просто избавились.

Вы ни в коем случае не должны отталкивать от себя старшего ребёнка, не прогоняйте его из комнаты, когда занимаетесь с младшим, не стыдите за капризы и проявления ревности, не сравнивайте детей, оценивая младшего выше, чем старшего ("Даже наш малыш так не капризничает как ты"), не отказывайте ребёнку в ласке под предлогом того, что он уже большой.

Для любого ребёнка появление в семье ещё одного малыша – серьёзное испытание, справиться с которым ему помогут Ваша поддержка и любовь.

Создание ситуации успеха для детей с ОВЗ (ЗПР)

«Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться»

В.А. Сухомлинского

Одной из наиболее острых проблем современной педагогики остаётся проблема стойкой неуспеваемости и трудностей школьной адаптации.

Среди учащихся, испытывающих стойкие трудности в обучении и адаптации к школе, особое место занимают дети, не имеющие выраженных сенсорных отклонений, а также грубых нарушений интеллектуального и речевого развития – дети с ЗПР.

Определение «задержка психического развития» говорит о замедленном индивидуальном темпе развития ребенка, а это значит, что только в правильно организованных условиях обучения он сможет реализовать имеющиеся интеллектуальные возможности.

Эффективное овладение материалом возможно лишь при умелой организации учебных форм сотрудничества детей и учета особенностей проведения урока через создание на уроке ситуации успеха для детей с ЗПР.

Ситуация успеха – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации.

Ситуация – это то, что способен организовать учитель.

Учебно-воспитательный процесс предполагает создание каждому ученику ситуации успеха на уроке. Стремление к успеху есть способ преодоления неуспеха.

Деятельность, приносящая успех, является основным фактором личностного роста, потому что успех ребенка – это единственный источник внутренних сил и энергии.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребёнку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя.

Каковы же способы и приёмы создания ситуации успеха?

Способы и приемы создания ситуации успеха:

  • Установление  психологического контакта, создание атмосферы доверия: 

улыбка, обращение по имени, поглаживание, сопереживание ученику.

  • Снятие чувства страха.
  • Четкая инструкция. Совет, как выполнить планируемое.
  • Авансирование личности, провозглашение ее достоинств.
  • Использование приема положительного подкрепления: переключение внимание ребенка с себя на дело путем усиления его социальной значимости.
  • Интерпретирование недостатка, как достоинства.
  • Педагогическое внушение (через интонацию, пластику, мимику) – передает веру в успех и  дает импульсы к действию.
  • Педагогическая оценка результата: оценивание не человека, а деятельности, отношение ребенка к ней.
  • Вселение веры ребенку в его будущие успехи.

Впечатление от успеха бывает столь сильным, что может поколебать даже устоявшееся отрицательное отношение к учёбе. Ситуация оказывает воздействие не только на ученика, но и  на многих других детей, которым тоже нужен успех.

Можно использовать  на уроках такие приемы и формы работы:

1.Неожиданная радость - это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. При индивидуальной работе на уроке слабым учащимся даются задания, которые ими наверняка выполнялись (прием «лестница» или «встань в строй», прием «даю шанс». Дети получают возможность неожиданно раскрыть самого себя и собственные возможности).

2.Общая радость-  эта форма эффективна при работе учащихся в группах. Здесь достигается нужная для таких детей реакция коллектива (прием «следуй за ними» – смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил).

3.Радость познания - выращивание познавательного интереса, формирование радости познания (прием «эврика» – дети получают интересный результат, открывающий им перспективу познания).

         Создание ситуации успеха в условиях становления субъектной позиции стимулирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта, происходит становление и развитие форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения.   

Алгоритм создания ситуации успеха