Страница обновлена 06.02.2019

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр "Эдельвейс", г.Пошехонье

Страница обновлена 06.02.2019
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр "Эдельвейс", г.Пошехонье

Технология «Дискуссия»
Дискуссия (лат. – исследование, рассмотрение, разбор) – публичный спор с целью выяснения, сопоставлении различных точек зрении и нахождения правильного решения.
Технологии проведения обучающих дискуссий направлены на развитие критического мышления школьников, формирование у их ключевых компетентностей: социальной, коммуникативной и предметной. Наряду с этим учащиеся овладевают умениями формулировать, высказывать собственное мнение, вести диалог, в целом – дискуссионной культурой.
Основа технологии – наличие противоречия, проблемы в изучаемом материале. Именно на этом противоречии и выстраивается столкновение мнений, отбираются аргументы для их обоснования.
Структура дискуссии:
выявление и формулирование противоречия, проблемы.
актуализация усвоенных знаний способов учебных действий, перенесение их в новую учебную ситуацию.
обмен мнениями, поиск общего и отличий в позициях; отбор информации по проблеме, анализ информации, обсуждение возможных решений проблемы, формулирование мнения группы и его коррекция по необходимости.
коллективное обсуждение проблемы.
экспертиза. Подведение итогов дискуссии.
рефлексия.
Организация дискуссии предполагает деление детей на группы и взаимодействие внутри групп и между группами.
Правила проведения дискуссии:
выбор ведущего;
роли распределяются при обсуждении в малых группах;
строго соблюдается регламент на всех этапах дискуссии;
каждый участник имеет право высказать свое мнение;
точка зрения должна быть подкреплена убедительными аргументами;
высказывания только по теме;
диалог строится на этических нормах;
не повторять формулировок;
не прикрываться за мнение других;
стремиться к разностороннему исследованию проблемы.
Формы организации дискуссии:
«Круглый стол» - обсуждение вопроса (темы, проблемы) на условиях партнерства небольшой группой учащихся (обычно около пяти человек). В процессе обмена мнениями акцентируются позиции, подходы между участниками и с «аудиторией» (остальной частью класса).
«Заседание экспертной группы» - обычно четыре-шесть учащихся с заранее назначены председателем вначале обсуждают предварительно обозначенную проблему внутри группы, а затем излагают свои позиции всей аудитории. Каждый участник группы делает короткое, но емкое сообщение.
«Форум» - обсуждение, сходное с «заседанием экспертной группы», только в этом случае группа учащихся – участники форума вступают в обмен мнениями с «аудиторией» (классом, группой).
«Симпозиум» - более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, отражающими их точки зрении на обозначенную проблему, после чего отвечают на вопросы «аудитории» (класса, группы).
«Дебаты» - явно формализованное обсуждение, представляющее собой поочередное выступление представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп) с аргументацией и опровержением.
«Судебное заседание» - обсуждение, по процедуре имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).
Техники,  используемые в технологии дискуссии.
«Лесенка».  Группы (пары) учащихся включаются в полилог (разговор нескольких лиц) по восходящей: от первой группы – до последней. Каждая пара учащихся подготавливает и высказывает единое согласованное суждение по проблеме. Каждая группа (пара) старается набрать большее число баллов, исчисляющихся по количеству суждений. Если учащиеся очередной группы не смогли прийти к общему мнению, они пропускают свою очередь. Два пропуска позволяют ведущему снимать у группы 3 балла, а педагог вправе оценивать работу учащихся отрицательно.
«Микрофон».   В рамках согласованной помощи педагог активизирует слабоактивных учащихся в группе тем, что передает им микрофон: говорит тот, у кого микрофон.
«Вертушка». Вовлечение учащихся всей группы в обсуждение проблемы, поиск ее решения. Учащиеся рассаживаются в два круга. Внутренний круг – спиной к центру, неподвижный; внешний круг – подвижный. По сигналу педагога или ведущего учащиеся, находящиеся во внешнем круге, пересаживаются на стул вправо и работают с новым партнером, обсуждая ту же проблему. Дискуссия идет в парах, к концу круга у учащихся постепенно накапливается система аргументов «за» или «против». Они глубже погружаются в проблематику, выстраивают четкую систему аргументов, самостоятельно формируют собственную позицию.
«Карусель». Все учащиеся высказывают свои точки зрения по кругу, как сидят.
«Внутреннее кольцо». Все участники дискуссии рассаживаются в два круга: внутренний и внешний, спиной друг к другу. По ходу дискуссии пассивные ученики пересаживаются во внутренний круг и становятся наблюдателями (под перекрестными вопросами) и в конце концов участниками спора, который происходит между наиболее активными учащимися, находящимися во внешнем кругу. Как правило, дети, оказавшиеся под перекрестными вопросами на данном уроке, мобилизуются на следующем и проявляют активную учебную деятельность.
«Большой круг». Один из наиболее простых приемов группового взаимодействия. Его организация требует, чтобы стулья в классе были расставлены в форме большого круга. Устанавливается регламент выработки решения – 5-7 мин. Договариваются, что отвечать следует по часовой стрелке, условно обозначается исходное место, с которого начинается презентация точек зрения по проблеме. Ведущий следит за соблюдением правил. Педагог  излагает проблему, которую следует решить. В течение установленного времени учащиеся индивидуально формулируют свой проект решении проблемы. Далее, по кругу каждый участник «Большого круга» излагает свой проект решения. Группа выслушивает его без критики и проводит голосование по поводу включения его в общее решение. Это решение постепенно фиксируется на доске (или ватмане). По завершении сотрудничества по выработке общего решения проблемы проект каждого из участников озвучивается и утверждается (при необходимости корректируется) всеми участника «круга».
Памятка "Как вести дискуссию"
1. Думай, как спорить.
2. Выскажи свое мнение и докажи его.
3. Говори просто и последовательно.
4.Спорь честно.
5.Не повторяйся.
6. Уважай того, кто спорит с тобой.