Страница обновлена 06.02.2019

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр "Эдельвейс", г.Пошехонье

Страница обновлена 06.02.2019
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр "Эдельвейс", г.Пошехонье

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества «Эдельвейс»


Методическая разработка
«Коммуникативные технологии обучения»

Разработал: Смирнова М.Ю., 
педагог дополнительного образования

2016 г

Введение
Анализ педагогической практики показывает, что многие серьезные затруднения в решении задач обучении и воспитания возникают из-за неумения педагога правильно организовать общение с детьми.
Воспитание будет эффективным в том случае, если у ребенка вызвано положительное отношение к тому, что мы хотим у него воспитать. При этом то или иное отношение всегда формируется через сложившийся механизм общения. Вот почему перед каждым педагогом стоит задача овладения технологией педагогического общения.
Цель методической разработки: описание технологий коммуникации, используемых на занятиях в системе дополнительного образования детей.

Основные трудности, которые испытывает педагог в общении с детьми, связаны:
с неумением наладить контакт, 
управлять общением обучающихся на занятии, 
выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от специфики педагогических задач,
непониманием внутренней психологической позиции ребенка,
трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального отношения к учебному материалу, 
неумение управлять собственным психическим состоянием в общении. 
Владение педагогом технологией педагогического общения обусловливает отношение детей к педагогу, которое они часто переносят на предмет, который он преподает.
Общение в педагогической деятельности – это средство решения учебных задач; социально-психологическое обеспечение образовательного процесса; способ организации взаимоотношений педагога и детей, обусловливающих успешность обучения и воспитания.
Технология заключается:
в умениях передать информацию;
понять состояние ученика;
в организации взаимоотношений с детьми;
в искусстве воздействия на партнера по общению;
в искусстве управлять собственным психическим состоянием.
Процесс педагогического общения может быть представлен как система коммуникативных задач. 
Этапы решения задач:
анализ ситуации;
перебор вариантов и выбор из них оптимального;
коммуникативное взаимодействие;
анализ его результатов.

Так, например, при возникновении задачи объяснения нового материала педагог анализирует педагогическую ситуацию, перебирает возможные варианты объяснения, избирает оптимальные методы и затем осуществляет педагогическое действие.
Таким образом, коммуникативная задача есть та же педагогическая задача, но переведенная на язык коммуникации.
Этапы решения коммуникативной ситуации:
Этап ориентирования: осознание педагогом собственного стиля общения с учащимися; мысленное восстановление предыдущих особенностей общения в данном коллективе – коммуникативная память; уточнение стиля общения в новых коммуникативных условиях деятельности, исходя из ситуации в группе и текущих педагогических задач.
Этап привлечения к себе внимания: варианты: речевой – вербальное общение с учащимися; пауза с активным внутренним требованием внимания к себе; двигательно-знаковый – развешивание таблиц, наглядных пособий, запись на доске и т.п.; смешанный вариант, включающий в себя элементы трех предыдущих.
Основной этап решения коммуникативной задачи – осуществление вербального общения. Успешность такого общения предполагает наличие у педагога хорошей вербальной памяти; умений правильно отбирать языковые средства, обеспечивающие яркую, выразительную речь, логически строить изложение передаваемой информации, ориентировать речь на собеседника; высокого уровня антиципации (предвосхищения).
Заключительный этап решения коммуникативной задачи – организация содержательной и эмоциональной обратной связи: дает информацию об уровне усвоения учащимися учебного материала. Она осуществляется с помощью фронтального и оперативного индивидуального опроса, периодической постановки вопросов на выяснение понимания и анализа выполненных заданий. Эмоциональная обратная связь устанавливается педагогом через чувствование настроя группы на данном занятии или мероприятии, уловить который можно только по поведению учащихся, выражениям их лиц и глаз, по отдельным репликам и эмоциональным реакциям.
Стадии педагогического общения и технология их реализации.
Первая стадия – моделирование, связанное с осуществлением своеобразного планирования коммуникативной структуры взаимодействия, адекватной педагогическим задачам, сложившейся ситуации, индивидуальности педагога, особенностям отдельных обучающихся и группы в целом. Технология осуществления (по В.А. Кан-Калику):
вспомните конкретный класс, группу, коллектив в котором предстоит проводить занятия;
попытайтесь восстановить в своей коммуникативной памяти опыт общения именно с данным коллективом, стремитесь развивать положительные эмоции от общения с коллективом и блокировать отрицательные – они будут вам мешать;
вспомните, какой тип общения свойственен вам именно в данном классе, возможен ли он на сегодняшнем занятии, вписывается ли в него;
попытайтесь представить, как группа воспримет вас и материал занятия;
соотнесите присущий вам стиль общения с группой с задачами (обучающими, развивающими, воспитывающими) сегодняшнего занятия, попытайтесь добиться их единства;
работая над конспектом, планируя фрагменты и части занятия, представьте себе общую психологическую атмосферу их реализации;
вспомните  взаимоотношении с отдельными обучающимися, избегайте стереотипных психологических установок по отношению к детям;
попытайтесь почувствовать предстоящую атмосферу общения на занятии, это сделает вас более уверенным.
Вторая стадия – организация непосредственного общения, во время которого педагог берет на себя инициативу, позволяющую ему иметь некоторое преимущество в управлении общением. С этой целью осуществляется ориентировка в условиях предстоящего общения, которая может включать такие моменты, как осознание педагогом стиля собственного общения с учащимися; мысленное восстановление опыта его общения с данным классом, группой; уточнение стиля общения в новых коммуникативных условиях. Важным моментом является привлечение педагогом внимания учащихся, поскольку эффективное общение с классом, группой возможно только в том случае, если внимание учащихся сконцентрировано на педагоге.
Третья стадия – управление общением, суть которого состоит в коммуникативном обеспечении применяемых методов воздействия. Приемы:
оперативность при организации начального контакта с группой;
оперативный переход от организационных процедур (приветствия, усаживании и т.п.) к деловому и личностному общению;
отсутствие промежуточных зон между организационными и содержательными моментами в начале взаимодействия;
оперативное достижение социально-психологического единства с группой, формирование чувства «мы»;
введение личностных аспектов во взаимодействие с детьми;
преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок по отношению к отдельным учащимся;
организации цельного контакта со всей группой;
постановка задач и вопросов, которые уже в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив;
сокращение запрещающих педагогических требований и расширение позитивно-ориентировочных;
внимание к внешности: опрятность, собранность, активность, доброжелательность, обаяние и т.п.
использование речевых и невербальных средств взаимодействия: активное включение мимики, контакт глазами и т.п.;
умение «транслировать» в группу собственную расположенность к детям, дружественность;
нахождение ярких, притягательных целей деятельности и показ путей их достижения;
понимание ситуативной внутренней настроенности учащихся, учет этого состоянии, передача учащимся этого понимании;
достижение общего и ситуативного взаимопонимания, формирующего у учащихся потребность во взаимодействии с педагогом.
Четвертая стадия – анализ хода и результатов осуществленной технологии педагогического общения (стадия обратной связи в общении). По своему содержанию и технологии реализации соответствует заключительному этапу решении коммуникативной задачи. Цель – коррекция.
Представленная логика и этапность процесса педагогического общения в реальной педагогической деятельности может быть и иной. Некоторые этапы могут быть свернутыми или недостаточно четко проявленными, а иногда, напротив, чрезмерно растянутыми. Однако представленная логика раскрывает наиболее типичные ситуации, складывающиеся в процессе педагогического общения.
2. Технология разрешения конфликтов
Основными причинами конфликтов в общении являются ущемление чувства собственного достоинства партнера по общению; неподтверждение ролевых ожиданий; психологическая несовместимость. Методы гашения конфликтов (А.Б. Добрович):
Прямые методы: 
поочередное изложение сути и причин столкновения (только факты без эмоций, оценочных высказываний и очернительства);
высказывание претензий на группе, т.е. публично;
применение административных санкций;
разведение конфликтующих по разным  группам.
Косвенные методы:
выход чувств, эмоциональное возмещение;
наличие авторитетного третьего лица;
обнажение агрессии;
принужденное слушание оппонента;
обмен позициями.
Задача педагога:
анализ и постановка диагноза;
принятие решение на основе прогнозирования;
собственно решение;
анализ решения.

3. Технология «Дискуссия»
Я пришел сюда спорить, чтобы научиться мыслить.
А.Ф. Лосев

Проблема формирования и развития коммуникативной культуры обучающихся – одна из ключевых проблем современного образования. Сегодня школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде письменного тестирования, неоправданно мало учебного времени отводит на развитие устной речи детей. Большинство учащихся признается в том, что в области общения они испытывают наибольшие трудности и страхи. А ведь умение прислушиваться к другому мнению и тактично отстаивать своё, умение слышать другого человека и правильно понимать и принимать его доводы, возражать по существу, а не только потому, чтобы возразить, доказательность и компетентность – вот те качества, которые будут необходимы каждому ребенку в его взрослой жизни. Именно поэтому использование педагогических технологий, способствующих развитию коммуникативной компетенции учащихся, становится весьма актуальным.
Как развить у учащихся коммуникативные навыки и научить выбирать правильное решение из множества других? Именно в этом направлении на помощь педагогам приходит такое действие, как дискуссия.  
 Дискуссия (лат. – исследование, рассмотрение, разбор) – публичный спор с целью выяснения, сопоставлении различных точек зрении и нахождения правильного решения. 
Для понятия «дискуссия» можно выделить два основных значения:
1. Способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе.
2. Педагогический метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включению обучаемых в коллективный поиск истинного, верного решения вопроса.
Дискуссия как педагогическая технология существенно увеличивает включенность учащихся в реализацию групповых решений путем возложения и принятия ответственности. Учащиеся получают возможность проявить компетентность и удовлетворить свои потребности в признании и уважении, а эффективность и заинтересованность обучения повышается в разы.
Технологии проведения обучающих дискуссий направлены на развитие критического мышления, формирование ключевых компетентностей: социальной, коммуникативной и предметной. Наряду с этим учащиеся овладевают умениями формулировать, высказывать собственное мнение, вести диалог, в целом – дискуссионной культурой.
Основа технологии – наличие противоречия, проблемы в изучаемом материале. Именно на этом противоречии и выстраивается столкновение мнений, отбираются аргументы для их обоснования. 
Структура дискуссии:
выявление и формулирование противоречия, проблемы.
актуализация усвоенных знаний способов учебных действий, перенесение их в новую учебную ситуацию.
обмен мнениями, поиск общего и отличий в позициях; отбор информации по проблеме, анализ информации, обсуждение возможных решений проблемы, формулирование мнения группы и его коррекция по необходимости.
коллективное обсуждение проблемы.
экспертиза. Подведение итогов дискуссии.
рефлексия.
Организация дискуссии предполагает деление группы  на подгруппы и взаимодействие внутри подгрупп и между подгруппами.
Правила проведения дискуссии:
выбор ведущего;
роли распределяются при обсуждении в малых группах;
строго соблюдается регламент на всех этапах дискуссии;
каждый участник имеет право высказать свое мнение;
точка зрения должна быть подкреплена убедительными аргументами;
высказывания только по теме;
диалог строится на этических нормах;
не повторять формулировок;
не прикрываться за мнение других;
стремиться к разностороннему исследованию проблемы.

Формы организации дискуссии:
«Круглый стол» - обсуждение вопроса (темы, проблемы) на условиях партнерства небольшой группой учащихся (обычно около пяти человек). В процессе обмена мнениями акцентируются позиции, подходы между участниками и с «аудиторией» (остальной частью группы).
«Заседание экспертной группы» - обычно четыре-шесть учащихся  заранее назначены председателем вначале обсуждают предварительно обозначенную проблему внутри группы, а затем излагают свои позиции всему коллективу. Каждый участник группы делает короткое, но емкое сообщение.
«Форум» - обсуждение, сходное с «заседанием экспертной группы», только в этом случае группа учащихся – участники форума вступают в обмен мнениями с «аудиторией» (классом, группой).
«Симпозиум» - более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, отражающими их точки зрении на обозначенную проблему, после чего отвечают на вопросы «аудитории» (класса, группы).
«Дебаты» - явно формализованное обсуждение, представляющее собой поочередное выступление представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп) с аргументацией и опровержением.
«Судебное заседание» - обсуждение, по процедуре имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).
  В технологии ДИСКУССИЯ есть такие приемы работы как:
«Лесенка». Группы (пары) учащихся включаются в полилог (разговор нескольких лиц) по восходящей: от первой группы – до последней. Каждая пара учащихся подготавливает и высказывает единое согласованное суждение по проблеме. Каждая группа (пара) старается набрать большее число баллов, исчисляющихся по количеству суждений. Если учащиеся очередной группы не смогли прийти к общему мнению, они пропускают свою очередь. Два пропуска позволяют ведущему снимать у группы 3 балла, а учитель вправе оценивать работу учащихся отрицательно.
«Микрофон». В рамках согласованной помощи педагог  активизирует слабоактивных учащихся в группе тем, что передает им микрофон: говорит тот, у кого микрофон.
«Вертушка». Вовлечение учащихся всей группы в обсуждение проблемы, поиск ее решения. Учащиеся рассаживаются в два круга. Внутренний круг – спиной к центру, неподвижный; внешний круг – подвижный. По сигналу учителя или ведущего учащиеся, находящиеся во внешнем круге, пересаживаются на стул вправо и работают с новым партнером, обсуждая ту же проблему. Дискуссия идет в парах, к концу круга у учащихся постепенно накапливается система аргументов «за» или «против». Они глубже погружаются в проблематику, выстраивают четкую систему аргументов, самостоятельно формируют собственную позицию.
«Карусель». Все учащиеся высказывают свои точки зрения по кругу, как сидят.
«Внутреннее кольцо». Все участники дискуссии рассаживаются в два круга: внутренний и внешний, спиной друг к другу. По ходу дискуссии пассивные ученики пересаживаются во внутренний круг и становятся наблюдателями (под перекрестными вопросами) и в конце концов участниками спора, который происходит между наиболее активными учащимися, находящимися во внешнем кругу. Как правило, дети, оказавшиеся под перекрестными вопросами на данном занятии, мобилизуются на следующем и проявляют активную учебную деятельность.
«Большой круг». Один из наиболее простых приемов группового взаимодействия. Его организация требует, чтобы стулья в аудитории были расставлены в форме большого круга. Устанавливается регламент выработки решения – 5-7 мин. Договариваются, что отвечать следует по часовой стрелке, условно обозначается исходное место, с которого начинается презентация точек зрения по проблеме. Ведущий следит за соблюдением правил. Учитель излагает проблему, которую следует решить. В течение установленного времени учащиеся индивидуально формулируют свой проект решения проблемы. Далее, по кругу каждый участник «Большого круга» излагает свой проект решения. Группа выслушивает его без критики и проводит голосование по поводу включения его в общее решение. Это решение постепенно фиксируется на доске (или ватмане). По завершении сотрудничества по выработке общего решения проблемы проект каждого из участников озвучивается и утверждается (при необходимости корректируется) всеми участника «круга».
Разновидностью технологии «Дискуссия» являются: 
«Диспут»
«Дебаты»
«Ток - шоу»  (см. Приложение 1-3)

Список используемых источников
Аджиева Е.М., Л.А. Байкова “50 сценариев классных часов”. Москва. Центр “Педагогический поиск”, 2000 г.  
Демидова М.Ю. и др. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе.  «Просвещение», 2011 
Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003. 
Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения http://www.school2100.ru/


Приложение 1
«Диспут»
Федеральными образовательными стандартами предусмотрено формирование коммуникативных учебных действий. Для решения этой задачи при проектировании урока большие возможности открывает групповая организация деятельности обучающихся. Психологами доказано, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. 
Многие педагоги в своей педагогической деятельности активно применяют педагогические методы и технологии. Сущность образовательных технологий - изменение характера и способа образования. Наиболее актуальная образовательная технология – информационно-коммуникативная. Её использование ведёт к формированию умения собирать факты и их сопоставлять, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения, повышается интерес к изучаемым предметам. 
Одним из современных форм информационно – коммуникативных технологий является диспут. 
Несколько важных моментов для организации занятия-диспута:
1. Диспут требует долгой и тщательной подготовки.
2. Нельзя занятие превращать в президиум (т. е. нельзя заранее готовить выступающих).
3.Нужно требовать от детей доказательств их точки зрения.
4.Нельзя добиваться единодушия в оценках во время спора.
5. По поручению педагога или самостоятельно учащиеся могут сами составлять дискуссионные вопросы.
 Следующим этапом является работа в парах. При работе в паре, каждый ученик должен объяснить, какой вариант ответа он выбрал и почему. Таким образом, работа в парах ставит ребенка в условия необходимости активной речевой деятельности, а, следовательно, обогащению словарного запаса, а так же развивать умение слушать и слышать. Эта работа учит ребенка оценивать результаты своей деятельности и является подготовительным этапом к такой методике, как диспут.
Таким образом, у детей вырабатывается порядок действий к дискуссии. А педагогу остается направлять их, почувствовать момент окончания дискуссии, подвести итоги, выставлять баллы и провести рефлексию.
Рефлексия – обязательный этап проведения занятия – диспута. Его можно провести следующим образом, существует 3 вида сигнальных карт: красный, желтый и зеленый. Красный - я неудовлетворен дискуссией, желтый - я не все точки зрения понял, зеленый - я получил удовлетворение после дискуссии.
Формулировка правил усложняется, появляются законы диспута.
Применение данной технологии помогают достичь следующих результатов:
1. Сплоченность коллектива.
2. Обогащение словарного запаса детей.
3.Оценка результатов своей деятельности учащимися.
4. Воспитать в детях культуру общения.
Говорить на эту тему можно бесконечно. Главное все, что делает педагог, должно работать на личный рост детей. Стремиться к тому, чтобы обучение  было интересным и радостным для ребят, имело развивающий характер. И такая форма работы, как диспут, позволяет насыщать информационное поле ребенка позитивными образами, которые расширяют кругозор его знаний и побуждают его к созидательной деятельности.
Таким образом, использование диспута – современной формы информационно-коммуникационной технологии наиболее легко вписывается в учебный процесс, предоставляет педагогу  возможность достигать результатов в освоении основных образовательных программ, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом.


Приложение 2
  «Дебаты»
Дебаты — современная педагогическая технология, представляющая собой особую форму дискуссии, которая проводится по определенным правилам. В то же время, дебаты — целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями.
Дебаты представляют собой не просто увлекательное занятие, интересный урок, но и эффективное средство для развития обучающихся, формирования у них компетенций, необходимых и полезных для успешной жизнедеятельности в условиях современного общества, в частности компетенции связанной с коммуникацией.
Применение образовательной технологии «Дебаты» в учебном процессе способствует созданию устойчивой мотивации к учению, так как обеспечивается личностная значимость учебного материала для учащихся; наличие элемента состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала. «Дебаты» позволяют эффективно решать весь комплекс задач учебно-воспитательного процесса.
Какие умения развивает технология «Дебаты»?
Во-первых, развивается интерес к чтению, связанный с необходимостью находить нужную информацию по теме дебатов. Готовясь к ним, учащимся нужно прочитать различные газетные и журнальные статьи, а зачастую целые книги для того, чтобы дать компетентный ответ на тот или иной вопрос.
Во-вторых, дети учатся говорить в монологической и диалогической форме, при этом внимательно слушая собеседника и одновременно анализируя его высказывание.
В-третьих, игра формирует ответственность учащихся за культуру своего речевого высказывания, так как ребята работают в команде, где каждый отвечает за участие в дебатах другого человека.
В-четвертых, учащиеся учатся работать на время, учатся собранности и обязательности. В определенном смысле игра помогает преодолеть боязнь говорения, страх, неумение общаться.
В-пятых, дебатное общение развивает исследовательские умения детей и нестандартность их мышления.
Целевые функции и возможности технологии «Дебаты» довольно широки:
Социализирующее значение данной технологии выражается в том, что дебаты являются педагогическим средством, механизмом приобщения участников к нормам и ценностям гражданского общества, позволяют обучающимся адаптироваться к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы на основе знания правовой базы и умения применять свои знания.
Воспитывающая функция проявляется в том, что дебаты позволяют участникам вырабатывать самостоятельность оценок, нравственно-мировоззренческую позицию и поведенческие установки.
Развивающее значение выражается в том, что дебаты позволяют участникам развивать волю, память, мышление, включая умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить аналогии, самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию по актуальным для человека и общества проблемам и др.
Дидактическая функция данной технологии состоит в том, что дебаты являются основой для формирования у обучающихся общих компетенций, а также важнейших качеств, необходимых современному человеку.

Задачи, решаемые в процессе дебатов:
- осознание у школьников противоречий, трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой;
- актуализация ранее полученных знаний;
- творческое переосмысление возможностей их применения.
Правила дебатов
В состав каждой команды входит три человека. Команды были сформированы по желанию учащихся, хотя члены команды могут назначаться и мною. Каждый член команды называется спикером. Таким образом, в игре участвуют три спикера утверждающей команды (У1 - первый спикер, У2 - второй спикер, У3 -третий спикер) и три спикера отрицающей команды (О1-первый спикер, О2 - второй спикер, О3 - третий спикер).
Роли спикеров и правила проведения игры строго регламентированы. В школьных дебатах любая проблема рассматривается с двух точек зрения: утверждения и отрицания. 
Перед началом игры обязательно напоминаются её принципы:
- уважение необходимо;
- честность обязательна;
- проигравших нет.
Далее дети доказывают свои тезисы. Для этого они выдвигали аргументы в поддержку своей точки зрения и контраргументы на высказывания противников.
Игра проходила в течение 3-х раундов:
1 раунд
Обязанности спикеров
У1
- представляет утверждающую команду;
- представляет тему, обосновывает ее актуальность;
- дает определение понятиям, входящим в тему;
- представляет точку зрения утверждающей команды;
- обосновывает аспекты рассмотрения данной темы;
- представляет аргументы утверждающей стороны, которые команда будет доказывать в ходе игры;
- переходит к доказательству выдвинутых аргументов (по возможности);
- заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;
- задает перекрестные вопросы О2.
О1
- представляет отрицающую команду;
- отрицает тему (тезис, заявленный утверждающей стороной), формулирует тезис отрицания;
- принимает определения, представленные утверждающей стороной;
- представляет позицию отрицающей стороны;
- принимает аспекты утверждающей стороны или представляет другие аспекты;
- представляет кейс отрицающей стороны (стратегию отрицания, т.е. аргументы отрицающей стороны, которые команда будет доказывать в ходе игры);
- опровергает аргументы утверждающей стороны, выдвинутые У1;
- заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;
- задает перекрестные вопросы У2.
Дебаты начинаются с выступления команды утверждения.
2 раунд (Раунд перекрестных вопросов)
Цель перекрестных вопросов: 
- внести ясность в аргументы оппонентов;
- вынудить оппонента ответить выгодно для вас;
- выявить изъяны в кейсе оппонентов;
Цель задающих вопросы: принизить значение аргументов другой стороны, а также прояснить или уточнить детали;
Задача спикера – ответить на вопросы, не вступая в дискуссию и не переходя «на личности».
Отрицающая сторона своими вопросами попытается поставить под сомнение оптимизм команды утверждения. 
3 раунд
Рефлексия игры. 
Позиция педагога – его выраженное отношение к конкретной ситуации, способное играть определенную акцентирующую роль. Позиции могут быть эмоциональными: позиция непонимающего, позиция сомневающегося, внимательно слушающего, которые привлекают внимание учащихся, стимулируют к необходимому в этой ситуации действию.
Педагог может быть в позиции:
- исследователя (он предлагает версию, контраргумент, то есть участвует в исследовании с целью его интенсивного разворачивания);
- координатора (в этом случае функция учителя - помочь отследить движение поиска, связывая или противопоставляя отдельные высказывания);
- консультанта (отвечая на запрос класса, учитель дает справку-ответ на нерешенный вопрос, информацию о различных научных взглядах и т.д.)
- позиция лидера, ведущего (учитель с помощью системы опорных вопросов или иначе ведет логику поиска, организуя диалог);
- позиция эксперта (учитель участвует в оценивании работы групп или самостоятельных, контрольных работ).
Альтернативой дебатам может служить короткая дискуссия в начале каждого урока. При определенном мастерстве и творческом подходе учителя Дискуссия станет хорошим мотивационным моментом перед изучением темы, особенно если темы будут выбирать сами школьники.
Еще одной разновидностью дискуссии могут служить телевизионные ток-шоу.

 

Приложение 3
«Ток-шоу»
Ток-шоу позволяет включить в работу большое количество детей, позволяет обсудить проблемы, волнующие подростков, в привлекательной для них форме, когда можно поспорить друг с другом, с учителем, отстоять собственную точку зрения, приводя весомые аргументы. Учащиеся с удовольствием участвовали в обсуждении следующих тем ток-шоу: “ Как должен выглядеть школьник?”, “Карманные деньги нужно просить у родителей или зарабатывать самим?”, “Должны ли взрослые ограничивать свободу ребёнка?” и т.д. Тематика ток-шоу определяется детьми.
В ходе подготовки мероприятия классный руководитель помогает детям продумать в деталях ход дискуссии, вопросы, выносимые на обсуждение, ситуацию нравственного выбора, средства её презентации.
Подготовка включает в себя следующие этапы:
1. Обозначение проблемы.
В ходе анкетирования выясняются затруднения, которые испытывают учащиеся в общении и обучении. Группа детей- аналитиков выявляет типичные проблемы.
2. Формулирование вопросов, представляющих различные аспекты проблемы.
Проводится в форме “мозгового штурма”.
3. Выявление полярных точек зрения. 
Проводится в форме опроса общественного мнения среди учащихся класса, школы.
4. Определение ведущих и работа с ними по подготовке дискуссии.
Ведущие выбираются из числа подростков на конкурсной основе.
5. Поиск аргументов.
За несколько дней до проведения ток-шоу учащиеся класса получают задание подобрать материал (факты из жизненного опыта, литературы, средств массовой информации), подтверждающие позицию.
6.Оформление аудитории.
Предварительно обсуждаются варианты оформления, предложенные детьми, и реализуется замысел, получивший одобрение большинства.
Технология проведения ток-шоу.
1. Знакомство участников с темой ток-шоу.
2. Повторение правил ведения дискуссии.
3. Обозначение проблемы обсуждения.
4. Обсуждение проблемы по заранее сформулированным вопросам.
5. Подведение итогов дискуссии.
Решение проблемы не всегда может быть найдено, но дискуссия натолкнёт подростков на размышления, на поиск истины.
6. Проведение рефлексии.