Страница обновлена 06.02.2019

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр "Эдельвейс", г.Пошехонье

Страница обновлена 06.02.2019
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр "Эдельвейс", г.Пошехонье

Виды проектирования учебной деятельности, примеры из практики

  Слайд 3
Метод проектов - Совокупность приемов, действий обучающихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи - решения определенной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Проект - это метод обучения 
Может применяться на занятии и вне занятий
Ориентирован на достижение целей самих обучающимся, и поэтому он уникален 
Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен 
Проект дает обучающимся опыт деятельности, и поэтому он незаменим 

в центре внимания — обучающийся, содействие развитию его творческих способностей;
индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого участника на свой уровень развития;
глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.


Слайд 4 

Проект – это 5 П
Проблема 
Проектирование (планирование) 
Поиск информации 
Продукт 
Презентация 
Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Слайд 5  Цель проектного обучения

создать условия, при которых обучающиеся: 
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; 
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; 
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
 развивают исследовательские умения (выявление проблем,    сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); 
развивают системное мышление. 

Слайд 6   Проектная деятельность в силу многоаспектности всех ее параметров плохо поддаются систематизации. И всё таки Е. С. Полат предложила приведенный ниже вариант типологии проектов на основе следующих типологических признаков:
Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр. 
В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы проектов. 
Исследовательские. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
Творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта.
Ролевые, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.
Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов изначально направлен     на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их модулем.
Практико-ориентированные (прикладные). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.
Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, т.е. оформления результатов проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.

Характер контактов (среди участников одного образовательного учреждения, детского объединения, города, региона, страны, разных стран мира). 
По характеру контактов проекты бывают разных типов.
Внутренние или региональные (в пределах одной страны). Это проекты, организуемые либо внутри одного учреждения, либо между учреждениями,  внутри региона одной страны. 
Международные (участники проекта являются представителями разных стран).

 Количество участников проекта.
По количеству участников проектов можно выделить проекты:
•    личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных учреждениях, регионах, странах);
• парные (между парами участников);
• групповые (между группами участников).

Продолжительность выполнения проекта.
По второму признаку — предметно-содержательной области — можно выделить следующие два типа.
Монопроекты. Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе серии занятий. Разумеется, работа над монопроектами предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы.
Межпредметные. Если понимать проектное обучение как технологию, способствующую охранению (или созданию вновь) у обучающихся представления о единстве мира, выработке  умения подходить к задаче как целостной, не формализованной и препарированной, то подходящими для достижения данной цели представляются именно межпредметные проекты, которые порождены жизненными потребностями и интересами, а не задачами «на правило» программы «по направлению».

Координация деятельности проекта
С открытой, явной координацией. В таких проектах координатор проекта выполняет свою собственную функцию, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его исполнителей.
Со скрытой координацией (это относится, главным образом, к телекоммуникационным проектам). В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из...). Примером подобных проектов могут служить известные телекоммуникационные проекты.

Продолжительность выполнения
По продолжительности выполнения проекты бывают:
•    краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы), которые могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные;

• средней продолжительности (от недели до месяца); 
• долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).
Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих (например, одновременно практико-ориентированных и исследовательских).

Слайд 7     Умения и навыки формируемые в проектной деятельности
Умения и навыки работы в сотрудничестве: 
Навыки коллективного планирования 
Умение взаимодействовать с любым партнером 
Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач 
Навыки делового партнерского общения 
Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы 
Менеджерские умения и навыки: 
Умение проектировать процесс (изделие) 
Умение планировать деятельность, время, ресурсы 
Умение принимать решения и прогнозировать их последствия 
Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов) 
Коммуникативные умения: 
Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д. 
Умение вести дискуссию 
Умение отстаивать свою точку зрения 
Умение находить компромисс 
Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д. 
Презентационные умения и навыки: 
Навыки монологической речи 
Умение уверенно держать себя во время выступления 
Артистические умения 
Умение использовать различные средства наглядности при выступлении 
Умение отвечать на незапланированные вопросы 
Рефлексивные умения: 
Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний 
Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? 
Поисковые (исследовательские) умения: 
Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей 
Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле 
Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста) 
Умение находить несколько вариантов решения проблемы 
Умение выдвигать гипотезы 
Умение устанавливать причинно-следственные связи 

Слайд 8  Роль педагога 
Не столько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. 
Учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля. 
Как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и творческими способностями. 
Список ролей, которые предстоит "прожить" по ходу реализации проекта: 
Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий обучающихся на достижение цели 
Специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во всех!) областях 
Консультант, помогающий организовать работу 
Руководитель, помогающий планировать работу по времени 
"Человек, задающий вопросы", помогающие увидеть ошибки и недочеты работы 
Координатор группового процесса