Страница обновлена 22.02.2019

Методическая служба МБУ ДО Центр "Эдельвейс" (Пошехонский МР)

Страница обновлена 22.02.2019
Методическая служба МБУ ДО Центр "Эдельвейс" (Пошехонский МР)

Методические рекомендации

«Как подготовить конкурсное занятие педагогу дополнительного образования»

 

При организации образовательного процесса педагоги дополнительного образования реализуют собственные индивидуально-авторские, модифицированные, развивающие программы, программы допрофессиональной подготовки, культурно-досуговые, физкультурно-спортивные программы, а также программы углубленные по определенным образовательным направленностям для одаренных детей и др., используя основную форму организации образовательного процесса – занятие.

Предела совершенствованию занятия в детском творческом объединении нет. Необходимо творчески подходить к разработке занятий с учётом достижений педагогики, психологии, передового опыта и новых требований ФГОС ДО, ФГОС НОО, ФГОС ОО, ФГОС СО чтобы обеспечить высокий уровень развивающего занятия.

Рекомендации могут помочь педагогу дополнительного образования, участвующему в конкурсе, а так же педагогам, имеющим специальное педагогическое образование (и не имеющие такового) разработать и написать план- конспект развивающего занятия, определив его тип, этапы, задачи, содержание каждого этапа, самоанализ деятельности, методы организации занятия в детском творческом объединении.

 

Какое должно быть занятие?

 

- должно иллюстрировать практическую деятельность педагога;

- отражать идеи программы, авторскую оригинальную методику;

- должно быть завершённым, но, в то же время раскрывать перспективы программы;

- должно побуждать у детей интерес и желание заниматься в аналогичном детском творческом объединении.

 

Рекомендации к проведению конкурсного занятия

Главный критерий качества занятия: увлечённость и заинтересованность детей, способность педагога в ходе занятия к импровизации и творчеству, умение эффективно реализовать познавательные,  развивающие, воспитательные задачи, умение организовать сотрудничество с детьми.

 

С чего начать?

Для того чтобы конкурсное занятие было ярким, интересным, обучающим, воспитывающим и развивающим, педагогу нужно учесть требования к современному занятию и тщательно подготовиться:

1. При разработке занятия педагогу дополнительного образования  необходимо изучить учебно-тематический план реализуемой дополнительной образовательной программы:

- согласовать определенный раздел и тему раздела с содержанием программы;

- определить взаимосвязь содержания  занятий с предыдущими и последующими;

- определить тип и структуру занятия; его тему.

2. Важно определить конкретные цель и задачи занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат. 

3. Важно продумать мотивацию каждого этапа предстоящей деятельности.

4. Необходимо продумать специфику занятия, логику построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением  итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определить объём образовательного компонента.

5. Подготовить учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеоматериал и др. Продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала.

6. Продумать индивидуальные задания для детей с опережением в развитии (детей ОВЗ), объем и форму самостоятельной работы.

7. Разработать краткий конспект предстоящего занятия:

- основную цель, и задачи;

- структуру (деление его на части или этапы работы);

- интересное содержание (теоретический и практический материал) проблемное изложение материала, формулировку вопросов;

- современные технологии обучения, приемы, методы, формы, способы деятельности на занятии;

- учебно-методическое оснащение, предназначенное для каждого этапа занятия;

- активные формы организации работы обучающихся на каждом этапе (педагог – детский коллектив, обучающиеся в малых группах, индивидуальная работа каждого обуча­ющегося, в паре и др.).

8. Продумать условия обучения в помещении, организацию учебного пространства (соблюдение государственных санитарно-гигиенических норм) временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, здоровьесберегающий аспект деятельности.

9. Подумать об эффективной обратной связи, адекватном языке и понятийном аппарате занятия, о насыщенности занятия терминами.

10. Продумать контроль и рефлексию образовательной деятельностианализ детей друг друга, самих себя, ситуацию педагогической поддержки, ситуацию успеха и др.

 

Примерная структура занятия:

В целом учебное занятие любого типа можно представить, как последовательность этапов:

1 этап – организационный. 

Задача: подготовка детей к работе на занятии. Организация начала занятия, постановка обучающих, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия, создание психологического настроя на образовательную деятельность, активизация внимания.

2 этап – проверочный.

Задача: проверка имеющихся у детей представлений и умений для подготовки к изучению новой темы.

3 этап – подготовительный.

Задача: обеспечение мотивации обучения и принятия цели занятия. Сообщение темы, цели занятия, постановка познавательных задач, мотивация деятельности.

4 этап – основной.

Задача определяется в зависимости от цели занятия: усвоение новых знаний; проверка понимания; закрепление знаний и способов действий; обобщение знаний.

Теоретическая часть занятия включает в себя следующие эле­менты:

• изложение исторических данных по теме занятия;

• устное описание объекта практической работы;

• объяснение специальных терминов по теме занятия;

• описание и показ основных технических приемов выполнения практической работы и их последовательности (технологии выпол­нения);

• правила техники безопасности.

Практическая часть. Упражнение на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу на перенос в сходную ситуацию творческого характера.

Педагог вместе с детьми подготавливает материалы и ин­струменты, необходимые для выполнения конкретной практичес­кой работы.

Далее обучающиеся приступают к выполнению работы, а педагог контролирует их деятельность, оказывает помощь и кон­сультирует, подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа работы.

5 этап – контрольный.

Задача: выявление качества и уровня полученных знаний, их коррекция. Выполнение тестовых заданий, различных видов опроса и т.п.

6 этап – итоговый.

Задача: педагог совместно с детьми анализирует и оценивает достижения цели и результатов занятия, намечает перспективу работы. Подводят итоги занятия, формулируют выводы, поощряет детей за работу на занятии.  

7 этап: рефлексивный.

Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и польза занятия.

Таким образом, каждый этап занятия отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием и конкретными задачами (изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от типа занятия).

Следует помнить, что структура занятия тесно связана с его организацией:

Четкое продуманное педагогом распределение времени, а также своих обязанностей и обя­занностей учащихся. Руководство и управление познавательной деятельностью всех учащихся. Сочетание коллективной работы с групповой и индивидуальной. Систематическая обратная связь.

 

Особенности проведения занятия -

«Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу» Помочь освоиться с чем-нибудь, ознакомить. Ввести в курс дела, положить начало чему-нибудь, установить что-либо. (Толковый словарь русского языка. Ожегов С.И.).

Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу – это активное погружение обучающихся в курс изучаемого предмета, направления. Во время «погружения» материал подается крупными блоками с использованием опорных сигналов, структурно-логических схем, таблиц и др., позволяющих формировать у обучающихся целостное представление о предмете.

Важно обратить внимание ребят на то, ка­кие перспективы могут быть для них открыты в данной области де­ятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения). Следует также дать понять детям, как знания и умения, полу­ченные на занятиях детского объединения, можно использовать в других сферах жизни — в школе, дома, во дворе и т.д.

- создание имиджа учреждения, педагога дополнительного образования и детского творческого объединения;

- создание атмосферы быстрого знакомства (игры, визитки, анкеты).

- быстрое включение детей в деятельность;

Задачи вводного занятия:

-  познакомить детей с учреждением и детским объединением;

- познакомить ребят с образовательной программой, правилами работы в детском объединении и перспективами личностного развития;

- создать у детей положительный настрой на занятия в объединении, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;

- вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию детского коллектива.

Необходимо что бы результаты этого занятия стали в последующем основа­нием для: 

- внесения корректив в дополнительную образовательную программу;

- разработки индивидуальных заданий;

- объединения детей в подгруппы для выполнения кол­лективной работы.

Приемы оптимизации занятия

  1. При рассказе о коллективе можно привлечь выпускников с творческим выступлением, провести демонстрацию достижений, выставку работ.
  2. Чтобы сделать очевидной логику занятий, а также в целях наглядности можно использовать карты-схемы, карты путешествий, маршрутные листы, сравнительные таблицы, демонстрационные образцы и т.п.
  3. Знакомство с предметами, аксессуарами, оборудованием, используемыми на занятии, может быть организовано и в театрализованной форме, когда эти предметы оживают и становятся равноправными участниками происходящего.
  4. Для удовлетворения детей в двигательной активности (при знакомстве с программами, требующими значительной усидчивости, например, прикладное творчество) занятие можно построить так, чтобы периодически менялось размещение детей, вводились подвижные игры и др. активизирующие моменты.
  5. Для облегчения освоения детьми субъективной позиции могут использоваться ролевые и организационно-деятельностные игры или их элементы.
  6. При организации занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста может оказаться целесообразным использование игрушки-талисмана, например: домовенок, мишки.

Самоанализ:

 

Грамотный самоанализ занятия является условием совершенствова­ния образовательной деятельности детского объединения дополнительного образования и профессиональной деятельности педагога.

Можно выделить следующие основные аспекты, от которых за­висят успех проведения занятия детского объединения и оценка профессионализма педагога:

- Является ли Ваше занятие отражением Вашего педагогического кредо? В чём оно заключается?

- В чём определяется соответствие темы занятия дополнительной образовательной программы и пла­на работы детского объединения на учебный год?

- Определяется ли соответствие содержания, методов и средств поставленным задачам и особенностям контингента детей? Какие формы организации, приёмы и методы, использованные на занятии оказались, на Ваш взгляд, наиболее эффективными? А какие нет? Почему Вы так считаете?

- В процессе самоанализа важно пояснить логическую последовательность и взаимосвязь этапов. Рационально ли было распределено время, отведенное на занятие.

- Насколько оптимально подобраны технические средства и методические материалы?

- Важно соотнести поставленные задачи с достигнутыми результатами. Оцените общую эмоциональную атмосферу, заинтересованность и включённость детей в деятельность, обратную связь?

- Насколько реализованы развивающие возможности занятия: формирование активной детской деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов, новых понятий и умений?

- Как использовались воспитательные возможности занятия, в том числе в профессио­нальной ориентации и обеспечение связи занятия с жизнью страны и самих обучающих­ся?

- Как вы оцениваете результаты мотивации детей к деятельности, стимулирования и поощрения, подведения итогов и оценки деятельности детей? 

 

Успех занятия зависит от педагога как личности: насколько широко он образован и методи­чески опытен, как относится к своему делу и к детям, хорошо ли он подготовлен к занятию, с каким настроением ведет занятия, умеет ли наблюдать за детьми, понимать их переживания, тактично влиять на каждого. Все это вместе характеризует стиль работы педагога, его педаго­гическое мастерство и определяет силу воспитательного воздействия его на личность ребенка.

Желаем удачи!