Методические рекомендации
Как разработать конспект конкурсного занятия
организованной образовательной деятельности
в соответствии с требованиями ФГОС ДО
«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным
– вот задача первоначального обучения»
К.Д.Ушинский.
Конспект – основной документ воспитателя, без которого не может состояться ни одна организованная деятельность! Самое главное – конспект должен отражать современные тенденции развития ДО и быть методически грамотным.
Организованная образовательная деятельность – ООД (по ФГОС) отражает конкретную образовательную деятельность.
1. Титульный лист.
В верхней части титульного листа, в центре, указывается название образовательной организации.е Конспект организованной (непосредственной) образовательной деятельности или образовательной ситуации
В центре так же указывается вид организованной деятельности, ее тема, для какой возрастной группы составлен данный конспект. В правом нижнем углу (не совсем на
краю листа) указывается, кто составил конспект (полностью ФИО, должность, номер и название группы). В нижней части листа, в центре, пишется название населенного пункта и год написания.
2. Программное содержание
«Цель это то к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить» (С.И.Ожегов, Словарь русского языка) Цель это общий результат (при разработке проекта, развлечения, праздника – протяжённых во времени образовательных мероприятий). Цель м.б. одна и отвечает на вопрос Что? (напр. Формирование…)
«Задача это то что требует выполнения, разрешения.» (С.И.Ожегов, Словарь русского языка) Задачи должны реализоваться в процессе занятия и они должны быть конкретные к теме занятия. Их можно разделить на три группы: обучающие, развивающие, воспитательные (воспитывающие), если написать образовательные задачи, то это понятие включает в себя и обучающие и воспитательные вместе (закон «Об образовании в РФ» входит и обучение, и воспитание).
Задача всегда отвечает на вопрос Что делать? (напр. Формировать…)
В задачах не писать глагол «учить»! Грамотнее писать — «способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать» и т.д. Если необходимо, то указываются коррекционно-развивающие задачи.
Задачи по развитию речи (из разделов «Грамматический строй речи», «Звуковая культура речи», «Связная речь») планируется обязательно на каждом занятии (напр. словарная работа - указываются слова, которые вводятся в активный и пассивный словарь детей на занятие и нужно объяснить их значение детям).
Указываются формы организации коллективной деятельности (работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми) и самостоятельной деятельности детей (если она запланирована). Необходимо продумать индивидуальную работу с детьми в ООД (какая, с кем, в какой части деятельности).
3. Материал и оборудование (демонстрационный материал и раздаточный, пособия)
4. Предварительная работа (чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, создание РППС и т.д.)
5. Методы и приёмы (в ходе ООД) Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы, словарная работа или активизация словаря; индивидуальная работа; дифференцированный подход, участие родителей на НОД (если имеет место).
6. Ход образовательной деятельности:
- Организационный момент
- Вводная часть – 3 мин (мотивационный этап)
- Основная часть (содержательный, деятельностный этап) – 15 мин (где педагог активизирует мышление детей при помощи поисковых и проблемных вопросов, применяет методы и приёмы, направленные на обогащение творческого воображения, памяти, речи) Поисковые вопросы: Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Какой? (? развивают наблюдательность и внимание у детей) Проблемные вопросы: Почему? Зачем? Что было бы, если бы? Каким образом? (? требуют осмысления причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций, развивают логическое мышление). Вопросы должны способствовать рассуждению, образованию суждений у детей. Педагог помогает выдвигать гипотезы, предположения, обосновывать их и делать выводы. Речевая активность детей на занятии д.б. высокой. Педагогу необходимо вовлекать детей в разные виды деятельности, в процессе которых дети овладевают новыми представлениями и способами действий.
- Заключительная часть – 2 мин (рефлексивный этап) Обобщение педагога – фиксирует новые понятия, представления; анализирует ООД (о том как работали дети) а также помогает детям анализировать собственную и коллективную деятельность в процессе ООД.
Время распределено примерно и зависит от возраста детей группы.
Рекомендации
к проведению конкурсного занятия
Рекомендации при подготовке конкурсного развивающего занятия могут помочь воспитателю, не только участвующему в конкурсе, но и молодому специалисту, начинающему свою профессиональную деятельность в дошкольном образовательном учреждении.
Главный критерий качества конкурсного занятия: не зрелищность, не безмерный артистизм педагога, а увлечённость и заинтересованность детей, способность педагога в ходе занятия к импровизации и творчеству, умение эффективно реализовать познавательные, развивающие, воспитательные задачи, умение организовать сотрудничество детей группы, поддержку активности, самостоятельности и инициативности детей.
С чего начать?
1. Продумать организацию детей на занятии (динамические паузы, чередование различных видов деятельности детей: сидя, стоя, на ковре, по группам, в парах и т.д.)
2. Продумать качественную подготовку наглядных материалов занятия (доступность каждому ребенку, современность, качество и размер иллюстраций, возможен показ мультимедийных презентаций)
3. Соблюдение структуры занятия: рациональность структуры занятия, оригинальность организации и выбора содержания занятия.
I. Вводная часть (создание мотивации и «не забывать» о ней на протяжении всего занятия). Также в первой части ООД необходимо создать проблемную ситуацию (или проблемно-поисковую ситуацию) для детей, решение которой, они будут находить в течение всего мероприятия. Такой прием позволяет детям дошкольного возраста не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность, учит ребят взаимодействовать в коллективе, группе или в паре.
II. В ходе основной части педагогу можно использовать различные методы и приемы: наглядные, практические и словесные, позволяющие решать программные задачи занятия и поставленные проблемно-поисковые ситуации.
После каждого вида детской деятельности педагогу необходимо провести анализ деятельности детей (либо от своего лица, либо от лица персонажа или с помощью других детей) –это требование в случае, когда у детей что-то не получается педагог может использовать такой прием, как педагогическая поддержка.
Например: «Дома Сережи и Лены получились прочными, потому что хорошо приклеены все детали, а у Максима детали отклеиваются, но я думаю, что в следующий раз он обязательно постарается и выполнит работу качественно»)
На протяжение всего занятия педагог должен следить и побуждать детей к речевой деятельности с помощью вопросов, проблемно- поискового характера. Вопросы к детям необходимо продумывать заранее, необходимо стремиться чтобы дети отвечали «полным ответом». Так же необходимо контролировать собственную речь и выстраивать речевые фразы от третьего лица. Например, отходить от выражения: «Я хочу вас пригласить в путешествие...» - педагог как бы «навязывает» предстоящую деятельность. Правильнее будет обратиться к детям таким образом: «Давайте отправимся в путешествие...» а лучше если они сами предложат попутешествовать.
Использовать современные педагогические технологии: проблемное обучение, исследовательскую деятельность, проектную деятельность, здоровьесберегающие технологии и др. (в зависимости их вида детской деятельности и от поставленных задач на занятии).
Содержание занятия, методы и приёмы, стиль взаимодействия педагога должны соответствовать возрасту детей (эмоциональный и деловой стиль сотрудничества).
III. Заключительную часть занятия следует организовывать таким образом, чтобы прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации (чтобы дети увидели решение поставленной задачи: либо словесное заключение, либо результат продуктивной или исследовательской деятельности и т.д.).
Также необходимо подвести итог всего занятия: дать оценку детской деятельности (можно использовать педагогическую поддержку, анализ детей друг друга, самих себя, похвалить детей от лица персонажа и т.д.).
Главное -это не забывать о мотивации (которая поставлена в начале занятия)
4. Отличительной особенностью занятия по ФГОС ДО является активная речевая деятельность детей (вопросы к детям должны носить проблемно-поисковый характер), а также тщательно продумываться. Например, детям нужно кому-то помочь. Педагог спрашивает: «Вы хотите помочь? А как это можно сделать?» То есть, вопрос носит проблемный характер и заставляет детей продумать варианты ответа.
5. Педагог просто обязан предоставлять детям «свободу выбора» предстоящей деятельности и, в тоже время, своим мастерством увлекать детей за собой, мотивируя их на продуктивную деятельность.
Самоанализ:
- Является ли Ваше занятие отражением Вашего педагогического кредо? В чём оно заключается?
- Чем определялся Ваш выбор содержания (темы) занятия? Какое место данного занятия в комплексно-тематическом планировании? Как занятие связано с предыдущими занятиями по лексической теме?
- Важно соотнести поставленные задачи с достигнутыми результатами. Оцените общую эмоциональную атмосферу, что нового узнали дети на занятии, каким способам действий научились?
- В процессе самоанализа важно пояснить логическую последовательность и взаимосвязь этапов. Рационально ли было распределено время, отведенное на занятие?
- Насколько занятие было интересно детям и соответствовало их возрасту, уровню развития, индивидуальным особенностям?
- Какие формы организации, приёмы и методы, использованные на занятии оказались, на Ваш взгляд, наиболее эффективными? А какие нет? Почему Вы так считаете?
- Насколько реализованы развивающие возможности занятия: формирование активной детской деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов, новых понятий и активного словаря?
- Как вы оцениваете результаты мотивации детей к деятельности, стимулирования и поощрения, подведения итогов и оценку деятельности детей?
- Если не удалось реализовать из задуманного Вами что-то, то почему?
- Хотели бы вы что-то изменить? Если да, то, что именно и почему?
- Можно рассказать о перспективах своей деятельности.
Желаем удачи!