Страница обновлена 11.02.2019

Методическая служба МБУ ДО Центр "Эдельвейс" (Пошехонский МР)

Страница обновлена 11.02.2019
Методическая служба МБУ ДО Центр "Эдельвейс" (Пошехонский МР)

Методические рекомендации

Как разработать конспект конкурсного занятия

организованной образовательной деятельности

в соответствии с требованиями ФГОС ДО

 

«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным

 – вот задача первоначального обучения»

К.Д.Ушинский.

 

Конспект – основной документ воспитателя, без которого не может состояться ни одна организованная деятельность! Самое главное – конспект должен отражать современные тенденции развития ДО и быть методически грамотным.

Организованная образовательная деятельность – ООД (по ФГОС) отражает конкретную образовательную деятельность.

1. Титульный лист.

В верхней части титульного листа, в центре, указывается название образовательной организации.е Конспект организованной (непосредственной) образовательной деятельности или образовательной ситуации

В центре так же указывается вид организованной деятельности, ее тема, для какой возрастной группы составлен данный конспект. В правом нижнем углу (не совсем на

краю листа) указывается, кто составил конспект (полностью ФИО, должность, номер и название группы). В нижней части листа, в центре, пишется название населенного пункта и год написания.

 

2. Программное содержание

«Цель это то к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить» (С.И.Ожегов, Словарь русского языка) Цель это общий результат (при разработке проекта, развлечения, праздника – протяжённых во времени образовательных мероприятий). Цель м.б. одна и отвечает на вопрос Что? (напр. Формирование…)

«Задача это то что требует выполнения, разрешения.» (С.И.Ожегов, Словарь русского языка) Задачи должны реализоваться в процессе занятия и они должны быть конкретные к теме занятия. Их можно разделить на три группы: обучающие, развивающие, воспитательные (воспитывающие), если написать образовательные задачи, то это понятие включает в себя и обучающие и воспитательные вместе (закон «Об образовании в РФ» входит и обучение, и воспитание).

Задача всегда отвечает на вопрос Что делать? (напр. Формировать…)

В задачах не писать глагол «учить»! Грамотнее писать — «способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать» и т.д.  Если необходимо, то указываются коррекционно-развивающие задачи.

Задачи по развитию речи (из разделов «Грамматический строй речи», «Звуковая культура речи», «Связная речь») планируется обязательно на каждом занятии (напр. словарная работа - указываются слова, которые вводятся в активный и пассивный словарь детей на занятие и нужно объяснить их значение детям).

Указываются формы организации коллективной деятельности (работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми) и самостоятельной деятельности детей (если она запланирована). Необходимо продумать индивидуальную работу с детьми в ООД (какая, с кем, в какой части деятельности).

 

3. Материал и оборудование (демонстрационный материал и раздаточный, пособия)

 

4. Предварительная работа (чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, создание РППС и т.д.)

 

5. Методы и приёмы (в ходе ООД) Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы, словарная работа или активизация словаря; индивидуальная работа; дифференцированный подход, участие родителей на НОД (если имеет место).

 

6. Ход образовательной деятельности:

- Организационный момент

- Вводная часть – 3 мин (мотивационный этап)

- Основная часть (содержательный, деятельностный этап) – 15 мин (где педагог активизирует мышление детей при помощи поисковых и проблемных вопросов, применяет методы и приёмы, направленные на обогащение творческого воображения, памяти, речи) Поисковые вопросы: Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Какой? (? развивают наблюдательность и внимание у детей) Проблемные вопросы: Почему? Зачем? Что было бы, если бы? Каким образом? (? требуют осмысления причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций, развивают логическое мышление). Вопросы должны способствовать рассуждению, образованию суждений у детей. Педагог помогает выдвигать гипотезы, предположения, обосновывать их и делать выводы. Речевая активность детей на занятии д.б. высокой. Педагогу необходимо вовлекать детей в разные виды деятельности, в процессе которых дети овладевают новыми представлениями и способами действий.

- Заключительная часть – 2 мин (рефлексивный этап) Обобщение педагога – фиксирует новые понятия, представления; анализирует ООД (о том как работали дети) а также помогает детям анализировать собственную и коллективную деятельность в процессе ООД.

Время распределено примерно и зависит от возраста детей группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации

к проведению  конкурсного занятия

 

Рекомендации при подготовке конкурсного развивающего занятия могут помочь воспитателю, не только участвующему в конкурсе, но и молодому специалисту, начинающему свою профессиональную деятельность в дошкольном образовательном учреждении.

Главный критерий качества конкурсного занятия: не зрелищность, не безмерный артистизм педагога, а увлечённость и заинтересованность детей, способность педагога в ходе занятия к импровизации и творчеству, умение эффективно реализовать познавательные,  развивающие, воспитательные задачи, умение организовать сотрудничество детей группы, поддержку активности, самостоятельности и инициативности детей.

С чего начать?

1. Продумать организацию детей на занятии (динамические паузы, чередование различных видов деятельности детей: сидя, стоя, на ковре, по группам, в парах и т.д.)

2. Продумать качественную подготовку наглядных материалов занятия (доступность каждому ребенку, современность, качество и размер иллюстраций, возможен показ мультимедийных презентаций)

3. Соблюдение структуры занятия: рациональность структуры занятия, оригинальность организации и выбора содержания занятия.

I. Вводная часть (создание мотивации и «не забывать» о ней на протяжении всего занятия). Также в первой части ООД необходимо создать проблемную ситуацию (или проблемно-поисковую ситуацию) для детей, решение которой, они будут находить в течение всего мероприятия. Такой прием позволяет детям дошкольного возраста не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность, учит ребят взаимодействовать в коллективе, группе или в паре.

II. В ходе основной части педагогу можно использовать различные методы и приемы: наглядные, практические и словесные, позволяющие решать программные задачи занятия и поставленные проблемно-поисковые ситуации.

После каждого вида детской деятельности педагогу необходимо провести анализ деятельности детей (либо от своего лица, либо от лица персонажа или с помощью других детей) –это требование в случае, когда у детей что-то не получается педагог может использовать такой прием, как педагогическая поддержка.

Например: «Дома Сережи и Лены получились прочными, потому что хорошо приклеены все детали, а у Максима детали отклеиваются, но я думаю, что в следующий раз он обязательно постарается и выполнит работу качественно»)

На протяжение всего занятия педагог должен следить и побуждать детей к речевой деятельности с помощью вопросов, проблемно- поискового характера. Вопросы к детям необходимо продумывать заранее, необходимо стремиться чтобы дети отвечали «полным ответом». Так же необходимо контролировать собственную речь и выстраивать речевые фразы от третьего лица. Например, отходить от выражения: «Я хочу вас пригласить в путешествие...» - педагог как бы «навязывает» предстоящую деятельность. Правильнее будет обратиться к детям таким образом: «Давайте отправимся в путешествие...» а лучше если они сами предложат попутешествовать.

Использовать современные педагогические технологии: проблемное обучение, исследовательскую деятельность, проектную деятельность, здоровьесберегающие технологии и др. (в зависимости их вида детской деятельности и от поставленных задач на занятии).

Содержание занятия, методы и приёмы, стиль взаимодействия педагога должны соответствовать возрасту детей (эмоциональный и деловой стиль сотрудничества).

III. Заключительную часть занятия следует организовывать таким образом, чтобы прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации (чтобы дети увидели решение поставленной задачи: либо словесное заключение, либо результат продуктивной или исследовательской деятельности и т.д.).

Также необходимо подвести итог всего занятия: дать оценку детской деятельности (можно использовать педагогическую поддержку, анализ детей друг друга, самих себя, похвалить детей от лица персонажа и т.д.).

Главное -это не забывать о мотивации (которая поставлена в начале занятия)

4. Отличительной особенностью занятия по ФГОС ДО является активная речевая деятельность детей (вопросы к детям должны носить проблемно-поисковый характер), а также тщательно продумываться. Например, детям нужно кому-то помочь. Педагог спрашивает: «Вы хотите помочь? А как это можно сделать?» То есть, вопрос носит проблемный характер и заставляет детей продумать варианты ответа.

5. Педагог просто обязан предоставлять детям «свободу выбора» предстоящей деятельности и, в тоже время, своим мастерством увлекать детей за собой, мотивируя их на продуктивную деятельность.

 

Самоанализ:

- Является ли Ваше занятие отражением Вашего педагогического кредо? В чём оно заключается?

- Чем определялся Ваш выбор содержания (темы) занятия? Какое место данного занятия в комплексно-тематическом планировании? Как занятие связано с предыдущими занятиями по лексической теме?

-  Важно соотнести поставленные задачи с достигнутыми результатами. Оцените общую эмоциональную атмосферу, что нового узнали дети на занятии, каким способам действий научились?

- В процессе самоанализа важно пояснить логическую последовательность и взаимосвязь этапов. Рационально ли было распределено время, отведенное на занятие?

-  Насколько занятие было интересно детям и соответствовало их возрасту, уровню развития, индивидуальным особенностям?

- Какие формы организации, приёмы и методы, использованные на занятии оказались, на Ваш взгляд, наиболее эффективными? А какие нет? Почему Вы так считаете?

- Насколько реализованы развивающие возможности занятия: формирование активной детской деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов, новых понятий и активного словаря?

- Как вы оцениваете результаты мотивации детей к деятельности, стимулирования и поощрения, подведения итогов и оценку деятельности детей? 

- Если не удалось реализовать из задуманного Вами что-то, то почему?

- Хотели бы вы что-то изменить? Если да, то, что именно и почему?

- Можно рассказать о перспективах своей деятельности.

 

Желаем удачи!