Страница обновлена 14.03.2017

Методическая служба МБУ ДО Центр "Эдельвейс" (Пошехонский МР)

Страница обновлена 14.03.2017
Методическая служба МБУ ДО Центр "Эдельвейс" (Пошехонский МР)

Первый провинциальный литературно-художественный журнал «Уединённый пошехонец» 

Выход в свет первого в России провинциального литературно-художественного журнала «Уединённый пошехонец»

С разрешения ярославского генерал-губернатора Алексей Петрович Мельгунова и на основании указа  Екатерины II  от 13 января 1783 года об открытии «вольных типографических заведений» чиновники Н.Ф Уваров, А.Н Хомутов, Н.И. Коковцев в 1784 году создали в Ярославле первую типографию. И в январе 1786 года вышел первый номер первого в России провинциального журнала «Уединённый пошехонец». Подзаголовок журнала ясно указывал, продолжателем каких традиций он выступал, и одновременно давал достаточно полное представление о направлении интересов его издателей: «Ежемесячное сочинение на 1786 год, содержащее в себе разные известия о достопамятных происшествиях, случившихся в здешней стране издревле и ныне; благотворительные и человеколюбивые деяния, оказанные частными людьми к общественной пользе, разные духовные, философические, нравоучительные, исторические до нашего отечества и до иных государств относящиеся, также до естественной истории, домоводства и до наук принадлежащие сочинения».

Редактор журнала и его сотрудники

Издание носило частный характер. Официальным редактором «Уединённого пошехонца» был В.Д. Санковский, в своё время окончивший Московский университет и в 1764 году издававший в Москве журнал «Доброе намерение». В 1770-е годы он переехал в Ярославль и к моменту издания журнала служил там секретарем в Приказе общественного призрения. В числе основателей типографии, созданной для печатания «Уединённого пошехонца», были местные чиновники, также ставшие сотрудниками журнала: Н.И. Коковцев, Н.Ф. Уваров и А.Н. Хомутов. Деятельное участие в журнале принимали также учителя М.В. Розин и И.Ф. Фортунатов, семинарист В. Васильевский, архиепископ Ростовский и Ярославский Арсений (Верещагин). Многие статьи печатались анонимно.

Смысл названия журнала – «Уединённый пошехонец»

«Уединённый пошехонец» издавался при участии и активной поддержке А.П. Мельгунова и был органом его кружка. В названии журнала отразились идейные установки мельгуновского кружка. Журнал рассматривался как средство духовного влияния, воспитания читающей публики. На его страницах достаточно последовательно излагается определенная социально-философская программа издателей. В её основе – просвещённо-монархический идеал, совмещающийся с масонской заботой о нравственном самосовершенствовании, с проповедью уединения и практикой размышления на возвышенные темы. Второе объяснение названия журнала связывает его с пошехонской усадьбой Мельгунова Суханово, куда, согласно легенде, он удалялся с Санковским для работы над изданием. То есть Мельгунов и был этим самым «уединенным пошехонцем». Наиболее популярное объяснение – юмористическое. Склонный к юмору, редактор иронически назвал его «Уединённый пошехонец», намекая, что даже и самый захолустный провинциальный пошехонец, ставший синонимом социальной  культурной отсталости, решается подать свой голос в молодой российской журналистике.

Содержание журнала

Установка на энциклопедичность содержания, явно подсказанная практикой столичных журналов, свидетельствует о традициях, которым следовали издатели «Уединённого пошехонца». В то же время повышенное внимание к местной проблематике, обещание информировать читателей об истории края и его достопримечательностях составляют то новое, чем определяется ценность издания как факта культурной жизни провинции.

Программа издания

Программа издания была достаточно ясно обозначена уже на титульном листе. Принципиальный характер носила вступительная статья, открывавшая 1-й номер журнала и принадлежавшая, по-видимому, редактору. Статья называлась «Размышления уединённого пошехонца», в ней утверждался новый культурный статус Ярославля – города, отныне также приобщённого к достижениям просвещения, чему свидетельством должен был стать издававшийся журнал: «Край моего обитания не соделан природою для приятного воззрения окружающих его предметов; восхитительные паствы, луга, плодоносные долины, увеселяющие кустарники, разнообразные виды роскоши и все, что мечтает Стихотворческое воображение, чуждо места сего. Но от сердец и самих дебрей сила мыслящего существа открывает сокровища превыше всех таковых изображений: ибо истина есть превечное правило и внутреннее светило, везде в нас присутствующее».

Приобщение жителей Ярославля к достижениям культуры рассматривается как результат мудрой политики правящей императрицы: «Пресловутый Ярославль вмещает уже в себе не только вознесённые частными людьми в немалом числе дома, но и полезные заведения училищ, типографии, коя в своем предначинании спешит здесь незаглаждаемыми буквами напечатлеть кроткое и человеколюбивое монарша Ея сердца расположение, предать ко удивлению веков премудрыя Российской Минервы пути ко усовершенствованию щастия народов».

Содержание первого номера «Уединённого пошехонца»

Содержание январского номера определяло структуру последующих книжек журнала. «Ода на новый 1786 год» неизвестного автора (не исключено, что им был сам Санковский) следовала за вступительной статьей. Её сменяло «Слово о Божией славе, говорённое преосвященным Арсением, архиепископом Ростовский и Ярославским 1 января 1786 года». Далее помещались материалы, содержавшие сведения натурфилософского и экономического характера, а также переводное сентиментально-нравоучительное «Письмо сельского священника к Милорду». Номер завершало аллегорическое рассуждение на тему о разнообразии поэтических жанров («Географическое описание о царстве стихотворства») и стихи.

Структура последующих номеров

В последующих номерах такая структура в основном сохранялась. Стихотворные произведения перемежались с нравоучительными «размышлениями» («Размышление о добродетели и дружбе», «Размышления спокойного поселянина, торжествующего посреди роскошествующей весной природы») или морализирующими эссе вроде «Рассуждения о смерти», а также материалами по домоводству и натурфилософии, нередко переводными, как, например, опубликованное в сентябрьском номере «Рассмотрение природы, из сочинения Бонне. О бобрах». Наряду с нравоучительно-познавательными материалами в ряде номеров журнала печаталась беллетристическая и даже философская проза, также в основном переводная, а среди стихотворных публикаций можно отметить помещенные в майском номере «Стихи митрополита Стефана Яворского к своей библиотеке». Это был один из переводов знаменитой элегии местоблюстителя патриаршего престола времен царствования Петра I, написанной им на латинском языке незадолго до смерти, в августе 1721 года, в связи с составлением каталога своей библиотеки, одной из лучших в России того времени. Значение подобной публикации для провинциального журнала трудно переоценить. Следует указать на известную смелость издателей «Уединённого пошехонца», решившихся пропагандировать на страницах своего журнала сочинения американского просветителя Б. Франклина. В сентябрьском номере читатели могли прочесть «Аллегорическое и философическое письмо г. Франклина к г-же Б…, писанное на английском и переведенное с французского на русский», содержавшее мысли о естественности морали. О Франклине с похвалой отзовется А.Н. Радищев в своей мятежной книге «Путешествие из Петербурга в Москву», на что обратила внимание Екатерина II при чтении книги в июле 1790 года, обнаружив свою открытую неприязнь к этому американскому мыслителю.

Похвалы Екатерине II как просвещённой государыне сочетаются в журнале с советами, обращёнными к местным помещикам. Им рекомендовано разумно устраивать свои отношения с крестьянами. Высказывается и мнение о том, что принудительный труд на земле «пленников или преступников» оскорбляет её и мешает изобильному приношению плодов. Предметом критики становятся моральные пороки дворянства: лень, безделье, расточительность, пренебреженье крепостными. Достоинствами же видятся образованность, любовь к книгам, разумность, а также добродетельность, каковая является не сословным отличием, а общим достоянием всех высоких душ.

Призывы к осознанию своего общественного долга и к деятельному участию в жизни сменяются в журнале меланхолическими размышлениями о бренности живущего, о скоротечности человеческой жизни, об изменчивости и непостоянстве в мире, который «желает, подвержен, быть обману». Авторы журнала предлагают отрешиться от светской суеты и в мирном уединении искать покоя и гармонии в общении с природой, вдали от городов, в сосредоточенном труде на земле, в размышлениях и занятиях науками. Человеку приличествует «жизнь, смешенная со злоключениями», которая научает его «познавать самого себя и изыскивать в себе способы к поправлению» – и в это же время личности, не понимаемой обществом, достойно уйти из него в пустыни и дебри, к тем близким людям, которые способны к благодарности и любви.

Человек, по логике авторов журнала, призван к самовоспитанию. Это воспитание духовно развитой, душевно богатой и щедрой личности в процессе упорного и напряженного переживания и осмысления проблем собственного существования. Идеальная личность в журнальном описании – это человек, застигнутый историческими испытаниями, который отнюдь не отказывается от просветительского оптимизма, но все чаще поверяет его логикой стоического долженствования «вопреки всему» – и душевно эмигрирует из вероломного общества в братство масонской ложи и на лоно всепримиряющей природы.

Своеобразие журнала

Неповторимое своеобразие журнала, определявшее ценность этого издания на фоне столичной периодики, создавали материалы, содержавшие сведения о достопримечательностях Ярославского края, о его истории, его культурной жизни. Так, например, в июньском номере под рубрикой «Благотворительные деяния» было помещено подробное описание открытия в Ярославле 21 апреля Дома призрения и воспитания, а в ноябрьском номере сообщалось об открытии народных училищ в Ярославле и Вологде, которое состоялось 22 сентября. При этом были опубликованы речи, произнесённые учителями училищ во время церемонии открытия. Почти в каждом номере журнала помещались статьи, содержавшие описание городов и уездов края, рассказывавшие об их истории, современной жизни, о занятиях жителей этих городов, о наиболее примечательных событиях, с ними связанных. Так, уже в февральском номере был помещен материал «Сведения о ярославском наместничестве», где содержалось общее топографическое, географическое и экономическое описание края, назывались судоходные реки в губернии (Волга, Шексна, Молота, Кострома, Согожа), перечислялись товары, которые по ним доставлялись, рыба, которая в них ловилась, и т. д. А в следующем, в мартовском номере журнала, читатели могли прочесть статью «О городе Ярославле». В ней давались сведения об основании города, рассказывалась его история. Начиналась статья с описания местоположения Ярославля и определения его административного значения в империи. Подробно описывался герб города, учреждённый в 1771 году, характеризовалось население Ярославля. Читатель мог узнать о количестве школ в городе, церквей, монастырей. Сообщались сведения о ремеслах, развитых в Ярославле, и о построенных в нем заводах, рассказывалось о ярмарках, устраивавшихся ежегодно. Такой же подробный рассказ следовал далее о Ярославском уезде.

По этой же заданной схеме в журнале рассказывалось обо всех других городах губернии: о Ростове и Ростовском уезде, об Угличе и Угличском уезде, о городах Романове, Борисоглебске и Петровске с их уездами, о Рыбинске, Мышкине и Мологе с их уездами, о Пошехонье и Данилове.

Историческое значение сообщавшихся в журнале сведений об истории края неоценимо, учитывая, что некоторые из охарактеризованных на его страницах городов теперь уже не существуют. Так случилось, например, с Мологой, многотысячным городом, в черте которого уже в XIX веке находилось два монастыря, несколько церквей, несколько гимназий и который был затоплен при советской власти в ходе создания Рыбинского водохранилища для обеспечения водой строившихся на Волге электростанций.      

В литературном отделе значительное место занимали оды, басни, притчи, аллегория и даже сатира. Таким образом, Санковский, в меру своих сил и способностей, приобщал ярославцев не только к культуре, но и к поэтическому слову.

Периодичность выхода журнала, его тираж

Журнал «Уединённый пошехонец» выходил два года, всего было издано 24 номера. Его тираж едва ли превышал сотню экземпляров. Издавался журнал ежемесячно тоненькими книжечками в одну весомую долю листа на 70-80 страницах на рыхлой, чуть сероватой бумаге. Очевидно, «Уединённый пошехонец» распространялся бесплатно или по благотворительной подписке среди ярославского дворянства, а возможно, и шире.

Закрытие журнала

С 1787 года журнал печатался под названием «Ежемесячное сочинение». В 1788 году прекратился его выпуск в связи с болезнью и  смертью ярославского генерал-губернатора А.П. Мельгунова. В 1883 году Л.Н. Трефолев безуспешно пытался переиздать комплект журнала.

Ныне журнал существует в считанных экземплярах и является библиографической редкостью. 

Лаврова Татьяна Леонидовна, учитель русского языка и литературы МБОУ Колодинской СШ 


Информационные источники

  1. Е.А. Ермолин. Уединённый пошехонец. // Ярославский край: [сайт]. URL: http://www.yaroslavskiy-kray.com/100/laquo-uedinennyjj-poshekhonec-raquo.html 
  2. Уединённый пошехонец // Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского: [сайт]. URL: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met75/node74.html
  3. // Незабытые страницы Ярославля. Фото с сайта: http://old-yar.ru/story/38/ 
  4. Ярославль – родина первого провинциального журнала в России.  // Ярославль:  [сайт]. URL: http://www.moi-jaroslavl.ru/straniziistorii/196-2010-07-19-06-40-39.html 
  5. //  "Русские писатели и поэты": [сайт]. URL: http://writerstob.narod.ru/magazins/journals/18/yedin_poshexonecz.htm